Формально вышестоящими организациями академии считаются Министерство культуры и Министерство образования и науки. На сайте академии Минкультуры названо даже ее учредителем, хотя учредила «Танцевальную Ея Императорского Величества школу» в 1738 году императрица Анна Иоанновна — именно это название в академии считают своим первым официальным именованием.
Когда столичное начальство, не имеющее особого отношения к живущей своей жизнью академии, решило употребить власть и назначить Цискаридзе ректором, сотрудники академии впали в ступор. Их письмо протеста хотя и вызвало резонанс, но лишь в узких балетных кругах, а сейчас даже возникли подозрения в его подлинности.
Некоторые решили отступить, например, бывший худрук академии, в прошлом балерина Алтынай Асылмуратова может занять высокую должность в петербургском Михайловском театре. Его директор и спонсор Владимир Кехман не скрывает, что хочет видеть Асылмуратову в своем театре. Это повысит его статус и позволит уйти от обидной репутации «театра для провинциальных командировочных».
Однако легко погасить скандал не получится, поскольку причины — вне академии.
Из Большого в Питер
Народный артист России и Республики Северная Осетия — Алания 39-летний Николай Цискаридзе мечтал стать балетным начальником — успешная карьера заканчивается, и ему не хочется превращаться в стареющего светского персонажа.
Для именитого танцовщика есть три способа остаться в профессии – стать хореографом, театральным функционером и скромным балетмейстером-репетитором.
Первые два варианта реализовал великий Рудольф Нуреев, осуществив несколько значимых постановок и заняв пост руководителя балетной труппы парижской Grand Opera. Великая Галина Уланова избрала третий путь: долгие годы она тихо репетировала со звездами Большого, в том числе с Цискаридзе. Сам же Николай Цискаридзе, используя знакомства с влиятельными покровителями (по слухам, ему благоволит Екатерина Игнатова, супруга главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова), неоднократно пытался занять высокий пост в Большом.
Цискаридзе стал лицом кампании по поиску воровства при реконструкции Большого театра. Шансы Цискаридзе занять место своего врага — гендиректора Большого Анатолия Иксанова — росли. Но в январе 2013 года случился скандал, нетипичный даже для жесткого балетного мира: в лицо худруку балета Большого Сергею Филину плеснули кислотой. За преступление в начале декабря были осуждены три человека, один из них – солист Большого Павел Дмитриченко. Иксанов между тем почти в открытую обвинял Цискаридзе — он считал, что танцовщик создавал в театре нервозную атмосферу и, возможно, подталкивал импульсивных балетных людей к насилию против Филина.
Тот факт, что Цискаридзе не стал главой Большого, а Иксанова фактически в один день уволили, наградив за 13 лет директорства лишь грамотой, говорит о том, что комбинация с поиском воровства провалилась или пока отложена.
Для Цискаридзе назначение в Петербург стало проигрышем, но весьма почетным — на мировом балетном рынке питерский балет и Вагановская академия котируются выше московского.
А руководимая членом ВКП(б) с 1942 года Софьей Головкиной Московская академия хореографии, которую оканчивал Цискаридзе, пока так и не смогла превзойти Вагановку.
Цена карьеры
Правда, возможно, Цискаридзе стал игрушкой в руках более серьезных сил. Возможно, Вагановка начинает выпадать из нынешней системы российского образования. Выпускники академии пользуются спросом в мире, становятся звездами и зарабатывают большие деньги. Внутренний российский балетный рынок не может представить им таких возможностей — государственных трупп мирового уровня мало, а серьезных независимых балетных компаний нет вообще.
В результате получается, что федеральная власть за свои деньги обеспечивает танцовщиками мировые площадки.
Сейчас в балетном мире многие боятся, что не обладающий аппаратным опытом Цискаридзе не сможет противостоять намерениям оптимизировать финансирование академии.
Невозможность корректного внешнего управления балетным миром связана и с самим характером балетного искусства. Оно не имеет смысла, не несет никакой политической идеи. Балет способен лишь демонстрировать мощь страны — не все могут себе позволить балет мирового уровня.
Но балетный мир живет по своим законам, которые небалетным людям могут показаться беззаконием. После «кислотного скандала» тайная грязь балетной труппы полезла наружу. Чего стоят распространяемые теперь откровения балерин, что Филин распределял роли за деньги и сексуальные услуги. Балетные люди с детства не видят ничего, кроме балета, их система ценностей подчинена балету, и ради него они готовы на все.
К примеру, расплата сексом за карьеру воспринимается в балетном мире вполне естественно, а средневековые интриги за место солиста в лучших постановках имели место в танцевальной среде во все времена.
О любовных похождениях с царскими особами балерины Матильды Кшесинской написаны тонны мемуаров. О сексуальной требовательности к балеринам одного из главных советских балетмейстеров Юрия Григоровича ходят легенды. Начальство пыталась сделать Рудольфа Нуреева традиционно семейным человеком, выделив ему, солисту Кировского балета, и балерине Алле Сизовой однокомнатную квартиру на двоих.
Дети обиды
Для решения своих внутренних проблем балетные люди часто обращались к власти. Причем всегда вели себя как дети, руководствуясь скорее детской обидой, чем пониманием политических раскладов.
Великий Серж Лифарь руководил балетом Grand Opera во время немецкой оккупации и был удивлен, когда бойцы французского Сопротивления приговорили его к смертной казни. Когда после войны его выгнали из Grand Opera за сотрудничество с немцами и пригласили из США Джорджа Баланчина, Лифарь организовал кампанию в прессе, утверждая, что американец не может работать во французском балете. Стоит отметить, что и Лифарь, и Баланчин в 20-е годы эмигрировали из Советской России.
Балетные будут такими при любой власти. Поэтому можно понять некоторых властителей, не любивших балет.
Ленин хотел закрыть его как антинародное искусство, в отличие от Сталина, понимавшего, что балет ему нужен как один из символов его Империи.
Туркменбаши запретил в Туркмении балет и был в известном смысле прав — не по статусу этой стране балет.
Есть два варианта отношения власти к балету: либо закрыть, либо дать денег. Второй вариант для России с ее традициями и мастерством выглядит все же более предпочтительным.
Но вот после финансовой транзакции нужно идти в зал и с восхищением наблюдать полет нечеловеческого существа, опровергающего законы физики. И лучше не знать, что было с этим существом до выхода на сцену и что будет после. И какой ценой достигается это мастерство.