В правительстве РФ разрабатывается законопроект о создании в стране института профессиональных приемных родителей — таких, которые работали бы по лицензии и имели бы специальную подготовку. С их появлением органы опеки смогут передавать ребенка в замещающую семью, минуя приют или детский дом, рассказал в интервью «Российской газете» уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов.
Единственные профессиональные усыновители, которые официально действуют в России, работают в специальных Детских деревнях — SOS, созданных всемирно известной австрийской благотворительной организацией «SOS — Киндердорф». Первая такая деревня в России была открыта в подмосковном Томилине в 1996 году. С тех пор были построены еще пять деревень — в Пушкине под Санкт-Петербургом, в Лаврово в Орловской области, в Кандалакше в Мурманской области, Пскове и Вологде. В трех регионах России — Московской области, Санкт-Петербурге и Орловской области — работают пять Домов молодежи, в которых выпускники-SOS проходят подготовку к взрослой жизни.
В этих детских деревнях специально обученные «родители» за зарплату воспитывают приемных детей в искусственно созданных семьях. Причем вся эта работа ведется за счет благотворительных пожертвований.
Видимо, законопроект, о котором говорит детский омбудсмен, должен создать правовые условия для подготовки профессиональных приемных родителей за казенный счет.
По словам Астахова, в России около 655 тыс. детей, лишившихся родительского попечения (в Общественной палате три года назад называлось число более миллиона). 119 182 ребенка живут в казенных госучреждениях. Принятый год назад «закон Димы Яковлева» запретил усыновлять российских детей американцам в ответ на принятие конгрессом США санкций против российских чиновников, причастных к делу погибшего в СИЗО юриста Сергея Магнитского.
По данным аппарата социального вице-премьера Ольги Голодец, «закон Димы Яковлева» оставил в России 259 детей — сирот и оставшихся без попечения родителей, которые уже могли бы жить в американских семьях. По неофициальным данным, таких детей около 700. За год из 259 сирот усыновили или взяли под опеку 103 ребенка, двоих забрали родные семьи, а 59 находятся «в процессе передачи в семьи граждан». При этом 95 остаются в детских домах, из них 35 – инвалиды. Еще двое детей, страдавших врожденным пороком сердца, умерли.
По данным Минобрнауки РФ, в 2012 году иностранцы взяли 171 ребенка-инвалида (в том числе 71 в США), граждане РФ приняли 1142, что в 6 раз больше. Однако статистика не учитывает отличия - иностранцы могут только усыновить ребенка, в то время как граждане России могут оформить над ребенком опекунство.
Согласно исследованию Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, только 1,7% респондентов уже делали или предпринимают шаги по усыновлению и всего 16% выразили желание так сделать в будущем. При этом в 75% случаев люди не хотят усыновлять детей из-за плохих жилищных условий. На втором месте среди причин отказа от усыновления материальное неблагополучие.
«Закон Димы Яковлева» вместе с законом об «иностранных агентах» стал поворотным пунктом к новому российскому изоляционизму — курсу на резкое политическое размежевание с Западом. Вместо того чтобы думать о детях, о том, где им лучше жить и как обрести родителей, власть думает о чиновниках и о «пропагандистском отпоре» мнимым идеологическим противникам на Западе. В конце сентября этого года областной парламент Кемеровской области первым в стране принял региональный закон, полностью запрещающий иностранное усыновление детей. Местные депутаты сочли, что «решение вопроса усыновления своих малолетних граждан — внутреннее дело России».
При этом сироты, как и предсказывали противники «закона Димы Яковлева», получившего в народе название «закон подлецов», оказались заложниками большой политики.
России в принципе необходимо менять отношение к детям. Страна бьет рекорды по беспризорникам, которых больше, чем в Великую Отечественную войну. Власти публично решают, оставлять или не оставлять безналичный материнский капитал после истечения срока действия программы в 2016 году — для сравнения, в нищей Украине, которую мы пытаемся кредитовать, материнский капитал дают наличными. Сокращают расходы на образование и здравоохранение, наращивая траты на армию.
К сожалению, профессиональные усыновители не способны решить проблему ни 120 тыс. обитателей детских домов, ни тем более 655 тыс. детей, оставшихся без родителей. Тщательно проверяя как своих, так и иностранных приемных родителей, власть обязана гарантировать детям их главную законную возможность — обрести семью.