16 июля 2013 года водитель-нелегал из Армении Грачья Арутюнян за рулем «КамАЗа» устроил ДТП в Подмосковье, в котором погибли 18 человек. Инцидент заставил депутатов Госдумы поторопиться с уже готовящимся законопроектом: надо ужесточить закон для мигрантов и заставить всех профессиональных водителей выходить на работу исключительно с российскими, а не с национальными правами.
Можно поспорить с самим методом и целесообразностью решения проблемы — так, по данным Верховного суда за первое полугодие 2013 года, за совершение тяжких ДТП в России по ст. 264 УК РФ было осуждено в общей сложности около 8 тыс. человек. Иностранцев среди них оказалось всего 166 человек, то есть около 2%. 133 человека из них — из стран СНГ. Неофициальной статистики о связи количества аварий с количеством мигрантов за рулем нет, а официальная статистика о количестве осужденных мигрантов за ДТП не подтверждает необходимость ужесточения правил. Проблему частников-«бомбил», которые по-прежнему будут пользоваться национальными правами, введение обязанности для профессиональных водителей получать российские права тоже решить не в состоянии.
В итоге из неуклюжей попытки решить несуществующую проблему возникла проблема реальная.
В ходе работы над законом стало очевидно, что для пересдачи экзаменов и переподготовки десятков тысяч водителей потребуется какое-то время, и вступление в силу нормы об ответственности за наем водителей без российских паспортов законодатели перенесли на май 2014 года. Но в целом закон «О безопасности дорожного движения» (в котором и прописана оговорка для соответствующего абзаца) вступил в силу с 5 ноября. В ходе редакции закона поправка о водителях-мигрантах оказалась в другом абзаце и, таким образом, попала в основной текст, который и вступает в силу во вторник. Ошибку заметили совсем недавно. Чтобы успеть исправить ее до знаковой даты, законодатели оперативно приняли все поправки за несколько дней в конце октября – начале ноября.
Учитывая тот факт, что вводить новые правила первоначально планировалось только через год, правительство не спешило готовить постановление, которое бы прописывало для водителей-мигрантов всю процедуру замены национальных прав на российские. Этот документ к 5 ноября также оказался не готов.
Транспортные компании, напуганные предстоящим запретом, даже в условиях полной неопределенности с процедурой замены прав начали самостоятельную переподготовку своих водителей. Их организованно направляли для сдачи экзамена в ГИБДД в обычном порядке — как и тех, у кого прав нет вовсе. При этом, как показали проведенные в ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области экзамены, подавляющее большинство иностранцев не смогли сдать теоретический экзамен с первого раза.
В результате во вторник ряд регионов России сообщил о сбоях в работе общественного транспорта: в Москве, Свердловской области, на Камчатке и в других регионах страны многие водители не вышли в рейс. Из-за отсутствия маршруток муниципальный транспорт был переполнен.
Неоднозначными можно считать и результаты эксперимента в Кронштадте, где дворников-мигрантов попытались заменить на русских. Несмотря на то что в целом эксперимент признан удачным (по итогам около 60% жителей высказались «за»), горожане часто жаловались на новых дворников в жилищные службы. По словам местных, мигранты убирают дворы намного лучше и подходят к этому с большей ответственностью.
Вопросы «выдворять или не выдворять», «уменьшать или повышать квоты», «вводить или запрещать визовый режим со среднеазиатскими республиками» при внешне растущей ксенофобии делят сторонников и противников закручивания гаек в мигрантской политике на два примерно одинаковых лагеря, каждый из которых обладает собственным набором страшилок.
Пустите слишком много мигрантов? Будет новое Бирюлево. Пустите слишком мало? Будет расцвет коррупции и подпольного рабства. Запретите мигрантам работать? Будет мусор, хаос, утонем в грязи и недостроенных зданиях. Разрешите мигрантам работать? Они съедят у русских рабочие места. И так далее. Главной целью и законодательной, и исполнительной власти, по сути, является недопущение любого из апокалиптических сценариев ни одной из сторон спора.
Ярко выраженная антимигрантская повестка в обществе, безусловно, мотивирует законодателей на введение правовых ужесточений для приезжих. По данным последнего опроса Левада-центра, 78% россиян считают, что правительство должно ограничивать поток мигрантов в Россию. Еще пять лет назад за жесткое ограничение въезда мигрантов выступало в полтора раза меньше, 52% опрошенных тем же Левада-центром. Половина граждан выступает за ограничение проживания на территории России выходцев с Кавказа, китайцев и граждан среднеазиатских республик.
В попытках сделать как лучше хаос, на этот раз в законодательной власти, как раз привел к реализации одной из «страшилок»: закрутите гайки мигрантам, и в городах станет невозможно жить. Еще пара неудач с ограничительными инициативами, и маятник «мигрантских» реформ качнется к сторонникам кардинально другой позиции — «ничего не менять, пока в очередной раз не взорвется».