Командование Воздушно-десантных войск не возражает против битья бутылок об голову и купания в фонтанах в День ВДВ. Начальник штаба ВДВ генерал-лейтенант Николай Игнатов заявил, что перечисленные меры — «символическое мероприятие, которое не влечет никаких последствий».
Правда, командование пообещало обеспечить порядок в местах проведения праздничных мероприятий 2 августа, что удается далеко не всегда. В этот день многим обычным людям просто страшно ходить по городу и ездить в метро.
Десантники в свой профессиональный праздник постоянно попадают в полицейские сводки. В частности, в 2007 году пьяные десантники разграбили Центральный рынок Липецка. Они десятками забирали арбузы у продавщиц, больше половины тут же разбивая приемами рукопашного боя, причем некоторые прямо на капотах тогда еще милицейских уазиков. В Казани в 2011 году за мелкое хулиганство и неповиновение правоохранительным органам были задержаны 35 человек из 70 десантников, напавших на оптовый рынок «Привоз». А самый серьезный инцидент был в том же году в Астрахани — тоже погром рынка, на котором торгуют в основном выходцы с Кавказа. Не менее 20 пострадавших и более 25 задержанных.
В отличие от командования ВДВ некоторые гражданские организации не считают способы празднования десантниками своего профессионального праздника безобидными. В прошлом году мэрия Москвы разумно открыла в Парке Горького полевую кухню с кашей и тремя тоннами бесплатных арбузов, чтобы избежать традиционных стычек десантников с продавцами бахчевых с Кавказа. А в этом году руководство ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» заранее попросило горожан бережно относиться к фонтанам и не купаться в них в День ВМФ (он отмечался 28 июля) и День ВДВ. В прошлом году в День ВМФ фонтанный комплекс на Московской площади работал с перерывами. В 2011 году в День ВМФ пришлось отключать фонтан в Александровском саду: купавшиеся в нем моряки повредили несколько насадок.
Тут действует простая логика. Если десантникам можно бить бутылки об голову, приставать к девушкам, отнимать товары у кавказских и русских торговцев, купаться пьяными в фонтанах, тогда почему кавказцам нельзя стрелять в воздух на свадьбах, а мусульманам — резать баранов во время священных праздников там, где им захочется? Ведь и то, и другое, и третье — традиции, или, как выражается начальник штаба ВДВ генерал-лейтенант Игнатов, «символические мероприятия».
Национальные, религиозные или «корпоративные» — в данном случае неважно. Государство должно четко формулировать свое отношение к этим вещам: можно-нельзя, и если можно, то в каких местах именно. В противном случае оно фактически собственными руками создает дополнительные очаги напряженности и бытовой агрессии на межнациональной, религиозной почве или просто на почве мелкого хулиганства.
Тем более что в России вполне есть все юридические возможности отделить безобидные традиции от противозаконных действий. На убой животных в местах скопления граждан существует статья 10.8 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства». На стрельбу на свадьбах — статья 20.13 того же КоАП «Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах». Купание пьяных людей в фонтанах и их загрязнение пенными моющимися средствами можно квалифицировать по статье 20.1 КоАП «Мелкое хулиганство». А отъем арбузов у торговцев тянет на статью 161 Уголовного кодекса «Грабеж». Сроки наказаний во всех статьях прописаны вполне конкретно.
И не надо думать, будто бы между пьяным беспределом десантников и стрельбой в центре Москвы на какой-нибудь кавказской свадьбе нет прямой связи. И то и другое — случаи противоречия традиций нормам общежития цивилизованных светских городов. Эти противоречия и должны сниматься государством с помощью закона — иначе зачем оно вообще существует.