Реакция министерства внутренних дел Украины на скандал вокруг перемещения Леонида Развозжаева из Киева в московский СИЗО анекдотична. Пресс-секретарь ведомства Владимир Полищук сообщил, что МВД никакой информацией об этом не располагает, а уголовное дело вряд ли возбудит, поскольку «это не криминальный вопрос, а вопрос взаимодействия силовых структур, о котором я ничего не знаю». Такая позиция ведомства, призванного обеспечивать правопорядок на территории суверенного государства, разумеется, удивительна.
Служба безопасности Украины, то есть та силовая структура, которая, по логике Полищука, и «взаимодействовала», пока хранит молчание. В России многие считают, что она содействовала вывозу Развозжаева в Москву: как, например, заявил главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, «в этом похищении замешаны украинские спецслужбы, и привет Виктору Януковичу перед парламентскими выборами». Не рады и в Партии регионов. «То, что сделано в период, когда выборы на носу, не идет на пользу власти, и, как мне кажется, здесь соответствующую нехорошую услугу нам сделали со стороны Российской Федерации», — заявил глава ее парламентской фракции Александр Ефремов.
В общем, правящие круги на Украине получили массу неприятностей в самый неудачный момент — в обмен на что? На договоренности по цене российского газа? Но о них ничего не слышно.
Все это больше похоже на стандартное поведение спецслужбы. Ведь представить себе, что она ничего об этой истории не знала, означает признать, что на территории Украины бесконтрольно действуют силовые структуры иностранных государств.
Вообще-то, так СБУ поступает не впервые. В феврале 2011 года с территории Украины Моссадом был вывезен в Израиль палестинский инженер Абу-Сиси. Официально ничего не известно о роли службы безопасности в этой операции, но наблюдатели не сомневаются, что она не только не мешала, но и помогла израильтянам. Во всяком случае, никаких ощутимых последствий этого явного нарушения международного права не случилось.
Параллель между похищением Абу-Сиси и вывозом Развозжаева напрашивается. Но из нее следует один довольно тревожный вывод.
Израиль готов, как известно, идти как угодно далеко, преследуя тех, кого причисляет не просто к своим врагам, но к врагам воюющим. Российские силовики, как бы следуя этому примеру, в свое время уничтожили в Катаре Зелимхана Яндарбиева. Идет ли в случае с Развозжаевым речь также о вооруженной борьбе без правил?
Если да, то придется признать, что отечественные спецслужбы считают как минимум часть оппозиции законной целью, методы «работы» с которой не зависят от законности и права.
Впрочем, на территории постсоветского пространства, во всяком случае на его части, довольно давно действует негласный порядок взаимодействия между спецслужбами, позволяющий им работать в обход законных процедур экстрадиции «неблагонадежных элементов». В 2004 году он был оформлен в рамках Шанхайской организации сотрудничества, и с тех пор известно достаточно много случаев, когда органы безопасности среднеазиатских республик без лишних проволочек получали в свое распоряжение лиц, пытавшихся укрыться в России от преследований.
Так что ничего принципиально необычного в расчете отечественных спецслужб на то, что им многое позволят, а то и прямо помогут в Киеве, вроде бы нет.
Удивляют, пожалуй, две вещи. Во-первых, несмотря на то что это дело было обречено стать резонансным в преддверии украинских парламентских выборов, да еще грозит Украине серьезными проблемами на международном уровне, чекистская солидарность оказалась сильнее таких «низменных» соображений. Ну и, во-вторых, конечно, настораживает то, что наши собственные силовые структуры пошли на заведомо скандальную операцию против персонажа, не представляющего, в сущности, никакой реальной угрозы. Высокие репутационные издержки всех замешанных в этом сторон никого не смущают. Видимо, цель — запугать, смутить и поссорить недовольных режимом — опять оправдывает средства.