Вообразим на минуту, что 4 марта состоялись настоящие, честные и свободные демократические выборы, по итогам которых на президентский пост заступает человек, имеющий неоспоримый демократический мандат и политическую волю осуществить глубокие преобразования во всех сферах жизни нашей страны.
Этому человеку, по большому счету, не позавидуешь.
Новому президенту достается крайне тяжелое наследство: архаичная и застойная политическая система, насквозь пораженный коррупцией и недееспособный госаппарат, стагнирующая монокультурная экономика, несовместимый с предпринимательской активностью деловой климат, деградирующие инфраструктура и социальный сектор, трещащие по всем швам даже при запредельных нефтяных ценах бюджет и пенсионная система.
Но, пожалуй, ключевой негативный фактор — это ускоряющееся бегство из страны честных, инициативных и талантливых людей, уставших от бесперспективности существования в подобной среде, и молодежи, не видящей для себя здесь никаких перспектив.
Что в таких условиях должен сделать новый глава государства, чтобы вытащить Россию из замкнутого круга мертвящей стагнации? В крайне неоднородном экспертном сообществе бытует практически стопроцентный консенсус в отношении шагов, которые необходимо предпринять в первую очередь. Академические ученые и опытные практики, придерживающиеся самых разных профессиональных и политических убеждений, авторы официальных стратегий развития страны и их оппоненты, считающие подобные упражнения бесплодными в отсутствие политических перемен, демонстрируют поразительное единство мнений.
Несомненно, среди первоочередных мер:
— демонтаж властной вертикали, передача обществу контроля за силовой и гражданской бюрократией, электронными СМИ и судебной системой;
— полноценная судебная реформа, направленная на создание сильной и независимой судебной власти;
— решительная либерализация общественной среды, восстановление условий для реальной политической и экономической конкуренции, категорическое разделение бизнеса и власти, снятие регулятивных и иных ограничений предпринимательской инициативы, массовую амнистию по так называемым экономическим преступлениям;
— передача из центра на региональный, а там, где это рационально, и на муниципальный уровень полномочий вместе с необходимыми для их реализации ресурсами;
— радикальное сокращение госаппарата и силовых структур, решительная их переориентация с практики кормлений на обслуживание граждан;
— борьба с коррупцией не на словах, а на деле, в соответствии с лучшими международными практиками;
— приватизация подавляющего большинства объектов государственной собственности в конкурентных секторах экономики, передача в казну для последующей приватизации кормушек-госкорпораций;
— налоговый маневр, предусматривающий сокращение общей фискальной нагрузки, перенос центра тяжести налогообложения с обрабатывающих секторов экономики на сырьевые, с производства на потребление, отмену неоправданных льгот, усиление прогрессии, а также повышение стимулирующей роли налогов и пошлин;
— бюджетный маневр, предусматривающий кардинальное урезание неэффективных расходов и восстановление долгосрочной неконъюнктурной финансовой сбалансированности государства и социальных фондов, перенос акцента с военно-полицейской на научно-образовательную и инфраструктурную функции государства;
— замену почти советского тотального нищенского собеса современной стимулирующей социальной политикой;
— переход к предсказуемой на среднесрочном временном горизонте консервативной тарифной политике за счет повышения эффективности деятельности естественных монополий;
— укрепление независимости Центрального банка, обеспечение предсказуемости кредитно-денежной политики и устойчивого уровня инфляции, ускоренная приватизация государственных долей в кредитно-финансовых учреждениях, недискриминационный финансовый надзор.
***
Вернемся на грешную землю. Я, как и миллионы людей в нашей стране, считаю, что на самом деле 4 марта под видом всенародного голосования состоялся ничем не прикрытый фарс и на президентский пост вопреки Конституции в третий раз заступит Владимир Путин, который НЕ БЫЛ избран на честных и свободных выборах и которого миллионы образованных и активных граждан России в отличие от «вашингтонского обкома» НЕ ПРИЗНАЮТ законным президентом.
Что будет делать ОН?
Высока вероятность, что вскоре мы вновь услышим с самого верха либеральную и демократическую риторику. Возможно, Путин даже объявит начало нового этапа реформ и сделает некоторые символические шаги навстречу общественному мнению внутри страны и за рубежом. Но не более того.
При сохранении нынешнего положения дел нет почти никаких шансов, что вместо хорошо знакомого всем Путина невесть откуда появится мифический «Путин 2.0», который пойдет на меры, необходимые, с точки зрения подавляющего большинства профессионалов, для возрождения страны.
Не случайно в его последних выступлениях не заметно даже малейших признаков этого: сложно ожидать, что главный архитектор системы вдруг решит демонтировать ее основные несущие конструкции.
И, по большому счету, даже если бы и хотел, то не смог бы этого сделать. В XXI веке настоящие реформы уже нельзя просто навязать обществу. Их проведение всегда нарушает привычный установившийся порядок и зачастую наносит ущерб интересам довольно широких слоев и социальных групп, а потому требует от властей не только политической воли, но и легитимности. У Путина эта легитимность отсутствует. Доверия к нему среди мыслящей части общества нет.
Ситуация безнадежна? Отнюдь. Законы экономики и общественного развития неумолимы. Никому не дано их опровергнуть. Страна за последние месяцы незаметно стала совсем другой. Путинская конструкция уже качается, а скоро начнет катастрофически осыпаться, и ее не спасти подпорками-имитациями типа медведевской «политической реформы» или чудо-города Сколково.
Это значит, что серьезным реформам из приведенного выше списка нет альтернативы. Волей-неволей рано или поздно придется их проводить. Но чем позже, тем сложней и болезненнее они окажутся. Тем больше будет отставание России от стремительно уходящих вперед стран-конкурентов. Потому
задача каждого ответственного гражданина, общественного деятеля и тем более политика, будь он правым, левым или центристом, требовать от персонифицируемой Путиным власти немедленных демократических преобразований, чтобы провести досрочные свободные парламентские и президентские выборы в условиях реальной политической конкуренции.
По итогам таких выборов будет сформирована легитимная власть, и только она сможет получить мандат на проведение необходимых реформ в атмосфере общественного согласия.
В противном случае самые благие и разумные начинания будут обречены на провал, и в конце концов придется, как в начале 90-х годов прошлого века, в пожарном порядке на живую нитку стягивать расползающуюся ткань общества и государства российского.
Тогда повезло — обошлось без большой крови и атомарной дезинтеграции. Не факт, что лимит нашего везения не исчерпан.
Автор — сопредседатель ПАРНАС, председатель правительства РФ в 2000—2004 годах.