Русская православная церковь будет реформирована только после смены политических порядков в России, ее превращения в либерально-демократическое государство. При сегодняшнем положении дел, когда высшие церковные начальники фактически являются частью правящего в России класса бизнес-чиновников, следующие христианским заповедям клирики лишены возможности руководить церковью.
Ситуация в церкви похожа на ту, что сложилась в российской экономике и политике: жизнь клира и мирян опутана липкой паутиной чиновного надзора. Религия должна стать исключительно частным делом граждан, равно как россияне должны получить право заниматься бизнесом, создавать политические партии и получить наконец в свое владение приватизированное бюрократами государство.
С РПЦ происходит то же, что и с другими институтами российского общества. Незавершенная революция, начавшаяся в конце 80-х годов, и здесь привела к власти людей с печатью советского прошлого в душах и бизнес-планами в головах.
Патриарх Кирилл выражает радость по поводу того, что большое число россиян приняло участие в пасхальных богослужениях, считая это ответом той части нашего общества, которое в последнее время критиковало лично патриарха за стяжательство, ложь и лицемерие. Это рутинный образец мысли коммунистического или связанного с ним преемственностью современного партийно-политического руководства. Его представители всегда отождествляли отечество с начальством и считали, что забота общества о первом означает всенародную любовь ко второму — к их идеологии, повадкам и причудам. То же самое происходит сегодня с христианской верой или же, скажем осторожнее, тяготением наших соотечественников к древним обрядам русского православия. Оно также используется для оправдания того, что оправдания не имеет.
Но здесь видна и другая черта российского чиновничества: мнение народа его мало интересует до тех пор, пока он демонстрирует покорность и подчинение. Вот и патриарх после скандалов с его участием, очевидно, вздохнул с облегчением, увидев толпы людей, пришедших в храмы.
Реформа Русской православной церкви — ее внутреннее дело. Но инициировать перемены может только отлучение церкви от государства. Тогда она вынуждена будет меняться, приводя нормы жизни клира в соответствии с декларируемыми этим же клиром ценностями. И только тогда уйдут в прошлое сегодняшние агрессивные атаки части иерархов на общество за колющую глаза правду. В этом отношении РПЦ демонстрирует совершенную неопытность в публичной политике: там, где следовало бы замолчать вопрос, он всякий раз ненужным образом поднимается. Здесь религиозным деятелям есть чему поучиться у дружественного путинского чиновничества, накопившего богатый опыт сокрытия неудач.
Патриарх Кирилл напрасно себя успокаивает — события последнего времени не пройдут бесследно. Они ясно показали думающей части общества, что реформа церкви необходима, а ответственной части политического класса — что одной проблемой в российской политике стало больше.
Потому что общество не может мириться с тем, что институт, должный быть носителем нравственности и духовности, демонстрирует едва ли не все пороки, характерные современной эпохе. И когда протоиерей Всеволод Чаплин задается вопросом, почему в годы большевизма люди в массовом порядке с оружием в руках не защищали церковь, ответом ему может служить сегодняшний имидж Русской православной церкви, накрепко связанной с политическими властями, не имеющей собственного голоса и изменяющей своим принципам. Это самоубийственное сочетание.
Трудно сказать, какой вердикт вынесут потомки нынешнему патриарху. Но достоверно известно, как оценивали пастыря, позиция которого могла бы считаться образцовой и во времена сегодняшних политических перемен, — святителя Филиппа. Митрополит Московский и всея Руси Филипп II (Колычёв) не побоялся выступить против Ивана Грозного и его опричнины. Русский религиозный мыслитель и историк Георгий Федотов писал о Филиппе: «Его первое столкновение с Иваном в Успенском соборе произвело такое впечатление на современников, что далекий новгородский летописец отметил в своих скудных записях: «Марта 22 дня, на самое середокрестное недели, учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати о опришнине».
Сегодня же предметом вражды часть церковных иерархов выбрала не «государя», а думающую часть общества. С «государем» и его приказными у нее все нормально, вне зависимости от их деяний.
В отношениях с ними наступившая много лет назад весна так и не перейдет в другое свойственное политическому времени года состояние.