«Эх, яблочко,/ Да цвета ясного./ Бей слева белого/ Да справа красного». Парадоксальная вещь. Но эта частушка уже почти столетней давности (1918 года) довольно четко описывает отношение народа и к сегодняшним политикам и политике. Это такая квинтэссенция недоверия к власти вообще, к тем, кто к ней рвется, и к тем, кто ее олицетворяет. Тогда,
в разгар гражданской войны, это выражалось призывом «бить всех». Сегодня, в эпоху очередной стабильности, оборачивается действием – «положить на всех».
Отсюда стереотип политической культуры: гражданская пассивность (самые многолюдные митинги собирают в лучшем случае несколько тысяч), массовая неявка на выборы, особенно местные (от 30% до 60% имеющих право голоса), требование наиболее упертых вернуть в бюллетени для голосования графу «против всех». Этот стереотип сформирован окружающей действительностью и до определенной степени независим от происходящего вокруг политического карнавала. Стандартные соцопросы с их «доверяете – не доверяете» его не фиксируют. Другое дело – смеховая культура народа, та же частушка.
Советская власть, например, прекрасно это осознавая, поощряла частушки официозного воспевания улучшающейся при социализме жизни и запрещала те, что отражали недовольство тяготами коммунистического режима, называя их кулацкими и мещанскими. Так
и в постсоветское время частушка со своими парадоксально лукавыми выводами-заявлениями говорит о реальном отношении к политике и политикам лучше любых рейтингов.
Среди так называемых политических частушек есть особое аполитичное направление, демонстративно относящееся с иронией скептицизма к политическому действию как таковому. Подобно некоторым лирическим частушкам, «в принципе не верящим в любовь», такие частушки «в принципе не верят в политику». Эти частушечные мотивы оказываются, несмотря на борьбу с ними в советской истории, неистребимо популярными. Их сочиняли в самой разнообразной тональности как безымянные авторы, так и знаменитые, например, Сергей Есенин и Юрий Шевчук. В зависимости от реформ, контрреформ, застоев, перестроек выражение в таких частушках неприятия всей российской политики гибко варьируется. Впрочем,
аполитичная частушка, по сути, остается специфически политичной. Ее аполитичность – это тоже политика, оружие слабых, достоинство юродивых, горькая критика смехом не только своих правителей, но, прежде всего, самих себя.
«Власть плохая станет тошной!» — таков изначальный и элементарный частушечный мотив, выражающийся в критическом отношении к политике любой шоковой терапии, связанной с реформами и революцией (неважно, какого цвета и направления была эта терапия). Народная частушка ехидно, по-обывательски отмечает, что в результате революционных перемен наступают трудные времена, связанные, как правило, с продовольственными затруднениями.
Николай был дурачок –
Ели булку в пятачок.
Власть советская умна –
Наелись всякого г..на.
Начало 1920-х годов
Как во сталинском колхозе
Зарезали мерина,
Разделили все кишки,
Поминали Ленина.
Начало 1930-х годов
При Cоветах ели рыбу,
Была недорогая,
А теперь пойди купи –
Рыбка – золотая.
Начало 1990-х годов
«Убедись, сочти, проверь…» – когда после очередного великого перелома жизнь более или менее налаживается, как правило, в формах очередного политического и общественного застоя,
лукавая частушка чутко фиксирует границы пределов и перемен, заданных властью.
Здесь непревзойденные до сих пор образцы народной частушечной иронии дала именно советская эпоха.
Слева молот, справа серп —
Это наш советский герб,
Хочешь, жни, а хочешь, куй —
Все равно получишь ...й.
1950-е
Кому на Руси жить хорошо!?..
Доярке Нюрке, космонавту Юрке,
Леониду Брежневу…
А остальным по-прежнему!
1960-е
Обижается народ —
Мало партия дает.
Наша партия не б..дь,
Чтобы каждому давать.
1970-е
«Все политики оплошны…» – этот частушечный мотив характерен для осознания абсурдного результата решительных политических действий, которые направляются на форсированное преодоление отсталости и застоя, а фактически приводят к угрожающему развалу жизни общества.
Сидит Ленин на березе,
Ну а Троцкий на ели:
«Ах, зачем с тобой, товарищ,
Мы коммунию ввели?»
Начало 1920-х
По талонам горькая,
По талонам сладкое,
Что же ты наделала,
Голова с заплаткою?
Конец 1980-х
Что ж мы, братцы, натворили
Под родными липами?
Немцев мы объединили,
А Союз рассыпали.
Середина 1990-х
«Ты политикам не верь!» – таков, как правило, финальный циклический мотив аполитичной частушки. В нем заключается глубочайшее разочарование в политике вообще, неверие в возможность изменения чего-либо к лучшему политическим путем, утверждение, что ничего существенного в политической жизни России так и не изменилось.
Мало перестроили,
Спешно перекрасили!
Ловко объегорили,
Лихо отчубайсили!
Середина 1990-х
Опа, опа, опа,
Выборы в России.
Президента выбирали,
А нас не спросили.
Конец 1990-х
Едет Путин по стране
На серебряном коне.
Едет Путин по стране –
Ну а мы-то все в г..не.
Начало 2000-х
А вот и заключительный вывод:
Власть плохая станет тошной!
Убедись, сочти, проверь.
Все политики оплошны,
Ты политикам не верь!
Стоит ли после такого вывода удивляться, что вопрос о том, кто пойдет на президентские выборы 2012 года, волнует исключительно людей околокремлевских…