Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Дипломаты предпочитают погорячее

Публикация дипломатических телеграмм делает международную политику предметом внимания любителей «жареного»

Очередная порция компромата от Wikileaks может стать испытанием международных связей на прочность. Неофициальные характеристики, которыми снабжают друг друга партнеры по большой политике, слишком отличаются от официальных славословий.

Первые официальные отклики на публикацию дипломатической переписки американцев носят ожидаемо скептический характер: ничего нового не происходит. Кремль нашел утечку неинтересной, а, например, президент Ирана Ахмадинеджад попросту счел всю историю провокацией американских спецслужб и отмахнулся от нее. Впрочем,

Wikileaks заявляет, что делает свое дело не для президентов, а «для общественности» — чтобы она знала про двойные стандарты мировой дипломатии.

Разумеется, аналитикам разведки вне зависимости от того, каков реальный сюжет появления и опубликования массированной утечки, предстоит раскладывать полученную информацию по полочкам: если все было так, как рассказывает Wikileaks, «неинтересные» публикации достойны самого тщательного рассмотрения, поскольку предоставляют сведения о круге общения дипломатов, методах оценки ими обстановки и непубличных механизмах их работы. Но, даже если счесть Wikileaks агентами ЦРУ, этот «слив» предоставляет широкий фронт работы, поскольку и дезинформация может многое сказать специалистам о ее инициаторах, поставленных ими целях и сложившейся у них картине мира.

Вопрос в том, как раскрытие кухни международной политики скажется на ее состоянии. Первая порция документов привлекает внимание прежде всего обилием характеристик, которые американские дипломаты и их партнеры дают первым лицам иностранных государств. Обидится ли Дмитрий Медведев на то, что глава Азербайджана Алиев считает его зависимым от Путина? Как отреагирует сам Путин, узнав, что его считают альфа-самцом (или, если угодно, паханом — в жаргонной интерпретации)? Загордится и поспособствует «перезагрузке» в отношениях с США?

Личные обиды и предпочтения ведущих политиков тем весомей, чем авторитарней режимы, в которых они действуют.

Для отдельных историй они и вовсе могут быть определяющим фактором. Не будь, например, малоприличных перепалок Лукашенко c Медведевым и Путиным — и отношения России с Белоруссией могли бы быть более осмысленными. Но тот же пример показывает и ограниченность маневра политиков, которые сколько угодно могут обижаться на выпады и риторику, но вынуждены оставаться в рамках, предписываемых обстоятельствами. Это на своей территории «за базар», «за дерзость» можно наказать самого что ни на есть богатея, да и то только в том случае, если у него нет силового ресурса, а у вас есть. Вот Кадырова, к слову, уже нельзя. В международных же отношениях эти рамки еще уже.

Другое дело, как повлияют эти «сливы» на характер работы простых исполнителей-дипломатов. Если они окажутся вынужденными говорить персонам, принимающим решения, ровно то, что принято протоколом и приличиями, то их телеграммы «Юстас — Алексу» потеряют всякий смысл.

Потому что публичный язык дипломатии либо бессодержателен, либо ведет к войне. Правда о международной политике нуждается в секретности. Исторически призывы к публичной дипломатии, как, например, декларации большевиков, сопровождавшиеся печатанием тайных депеш царского режима, служили только прикрытием новых секретных договоренностей.

Но и возвращение к режиму обмена бумагами с грифом «перед прочтением сжечь» технически малореально — во всяком случае, в странах, где компьютеризация зашла достаточно далеко даже и в области государственных секретов. Поэтому волей-неволей, а придется либо искать новые средства выразительности для передачи начальству важных оценок, либо сближать публичный язык дипломатии с настоящим, человеческим. Что, кстати, было бы очень неплохо.

Возможно, конечно, что конкретно тот массив информации, публикацию которого начал Wikileaks, уникален — в том смысле, что «сдавший» его Брэдли Мэннинг уже задержан и более ничего из пентагоновских баз данных не скачает. Однако начало положено. Возник публичный запрос на эти вещи. Информация «из высших сфер» попала в разряд новостей из жизни звезд шоу-бизнеса, стала предметом интереса таблоидов. А спрос рождает предложение.

Вовлечение большой политики в масс-культуру в перспективе будет иметь серьезные последствия — от роста гражданственности обывателей, на которую рассчитывают в Wikileaks, до падения международных отношений на уровень телешоу «Пусть говорят».

Но и последний вариант тоже в своем роде неплох: ведь в действительности межгосударственные отношения гораздо больше напоминают разборки домохозяек, чем академические дискуссии о смысле жизни.

Новости и материалы
В МЧС сообщили, что найденный Ан-2 совершил аварийную посадку
Бывший полковник раскрыл моральное состояние ВСУ
Бойцы ВС России эвакуировали на мотоцикле раненого из Курахово
Россиянам напомнили о незаменимой пользе цитрусовых зимой
Беженец рассказал, что продукты из польской гумпомощи было невозможно есть
На Западе узнали позицию бойцов ВСУ по курской авантюре
На Сахалине перекрыли проезд пассажирских автобусов
Экс-подполковник США прокомментировал удары ВСУ по городам России
Британские военные начали массово увольняться из армии
Турция убеждала РФ перестать поддерживать режим Асада
Стало известно состояние пострадавшего в ДТП с маршруткой в ЛНР
В Косово запустили спутниковую связь Starlink
В Турции оценили действия Путина по ситуации в Сирии
Психолог дала советы, как не опозориться на новогоднем корпоративе
Москвичам увеличат размер социальной доплаты к пенсиям
На Украине раскрыли план Маска в отношении Зеленского
Украинец Усик победил Фьюри в бою-реванше
Во время зачистки Курахово были ликвидированы польские наемники
Все новости