Российское общество не предъявляет спроса на модернизацию. Это касается не только его рядовых представителей, о чем свидетельствуют опросы, но и элиты, о чем говорят выступления ее представителей в прессе. А нет спроса – не будет и предложения, хоть бы и баржами начать завозить в специально огороженные зоны РФ иностранных модернизаторов.
Недавний опрос «Фомнибус» (100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 2000 респондентов) показал вот что. Россияне считают, что двигателями экономики страны являются ее добывающая, тяжелая и обрабатывающая промышленности. И
никакая модернизация не стала частью общественного мнения. Граждане не видят перспектив у науки и научных достижений.
Граждане ответили честно и точно, как и подобает нормальным здоровым людям. Они видят в повседневной жизни, что на самом деле в цене, а что в загоне. Ну, нет в РФ ни одного своего Стива Джобса или Билла Гейтса, которые бы умудрились стать богатыми и известными ребятами. Зато в любой пивной мужики красочно опишут сокружечникам, что, кто и как сделает у нас с таким Джобсом или Гейтсом, начни он «выпендриваться», попытайся разбогатеть. Возможно, что и примеры из реальной жизни приведут.
Российский люд четко осознает систему стимулов, действующих в государстве, строит свою жизнь сообразно и детей старается отдавать учиться вовсе не на инженеров или там химиков-биологов, а предпочитает факультеты госуправления.
Так что не стоит ерничать над результатами опроса.
Настораживает другое – когда представители интеллектуальной элиты начинают умело доказывать, что, в общем, не стоит нам уповать на модернизацию. К примеру, Владислав Иноземцев пишет в статье Modernizatsya.ru: Made in Russia :«Многим кажется, что завоевание «командных высот» в экономике знаний – вот наша новая национальная идея, то, что сделает Россию уважаемой и признанной в мире державой. К сожалению, этой мечте вряд ли суждено сбыться».
Иноземцев написал очередную хорошую и компетентную статью. Хотя можно было бы поспорить с утверждениями типа: «Ярлык Made in… стал в современном мире свидетельством состоятельности государства»… Лет 40 назад – да. А нынче все-таки важен бренд, а не производитель. Даже в РФ уже, покупая, скажем, велосипед Gary Fisher, все знают, что машина произведена не в Калифорнии, а где-то в Азии — и наплевать где; что майка Gap пошита тоже не в США — скорее всего в Мексике; и так далее.
Из США выделяются идеи, а воплощают их в железе или хлопке там, где это дешевле.
Кстати, еще недавно политики в США опасались, что такое развитие бизнеса приведет к невосполнимым потерям рабочих мест. Да нет, рабочих мест в итоге было создано больше, чем потеряно, только не на примитивных производствах, а там, где как раз придумываются модели и технологии их воплощения в товары.
Еще можно было бы поспорить с утверждением, что все-таки крупнейшие экспортеры в тех же США – индустриальные гиганты, а не технологические. На первый взгляд, все правильно. Экпорт Microsoft в 2009 году был меньше экспорта Boeing более чем в 4,3 раза. Но стоит вспомнить, что сам Boeing даже моторы не производит (привет отечественным авиастроителям, которые говорят, что могут делать лучшие в мире самолеты, только вот двигателей нет), что на корпорацию работают тысячи фирм и компаний по всему миру. И главное конкурентное преимущество Boeing вовсе не том, что там делают много аппаратов, причем недорого, а в том, что эта компания опережает другие в революционных разработках и технологических решениях. Так что Boeing тоже продает идеи.
Но согласимся вот с чем: мы говорим о модернизации как о способе перехода от индустриальной экономики к инновационной. Иноземцев в такую возможность не верит. Это понятно. Но надо признать, что другого выхода у нас просто нет. Что есть нынче США с инновационной экономикой, и есть Азия, успешно проводящая индустриализацию.
Если мы неспособны работать как американцы, то, надо полагать, следует направить усилия на организацию производства товаров «Made in Russia». А это невозможно.
Просто потому, что в Китае, скажем, более 50% населения живет на селе и есть еще резерв привлекать мужичков от сохи на заводы под обещание платить больше $1 в день. В России же индустриализация уже давно прошла, на селе просто нет народа, готового переехать жить в город и работать на заводе за зарплату, не большую, чем у азиатов, при ценах на жизнь более высоких, чем и у китайцев, и у вьетнамцев, и у американцев.
Это все теория. А вот пример из жизни. Недавно сенатор Андрей Комаров с гордостью показывал новые цеха своего Первоуральского новотрубного завода (входит в Группу ЧТПЗ). На самом деле цеха отличные, с хитроумными улавливателями всяких гадостей, с отличными машинами. Инженеры с нескрываемой нежностью демонстрировали механизмы: «Немецкие!» — а когда подвели журналистов к некой камере, которая со скоростью мысли отбраковывает негожие трубы, то казалось, они сейчас упадут ниц перед этим технологическим чудом. «Это американская машина», — с придыханием пояснил нам заводской специалист.
Итак, завод оснащен по последнему слову техники. Дает ли это гарантии успеха бизнеса? Нет. Сенатор рассказал, что китайцы до последнего времени ежегодно вводили в строй металлургические мощности, равные всему объему российской металлургии. Что точно такие же немецкие и американские чудо-машины и они покупают. Цена на сырье у них примерно такая же, как у нас, на энергию тоже, но вот зарплаты работников ниже, а потому они производят заведомо более конкурентоспособный товар.
Рецепты сенатора понятны – протекционизм, не спешить в ВТО, и так далее. Но вот что получается.
Чтобы выйти в мир с товарами «Made in Russia», надо научиться конкурировать с азиатами не только в технологическом оснащении, но и в уровне зарплат.
Мне, однако, средняя зарплата трубника в 20 тысяч рублей не показалась завышенной.
Невозможно на планете, где миллиарды трудолюбивых азиатов проводят индустриализацию, конкурировать с ними за место на рынках относительно простых товаров. Конечно, есть те же трубы, которые никто, кроме россиян, делать не умеет, из особых сплавов. Но, как пояснил Комаров, «это сегмент где-то 5%».
Невозможно в XXI веке конкурировать с вьетнамцами в пошиве тапочек Nike, с мексиканцами – в производстве гэповских маечек… И люксовых брендов, как у европейцев, у нас нет…
То есть или границы для импорта надо раз и навсегда перекрывать, или
надо попробовать инвестировать не только в закупку чужих технологий и машин, а в собственные разработки, которые можно было бы потом продавать.
В том числе в виде машин, которые китайцы будут своим журналистам показывать с восторгом.
Опыт, кстати, был: первыми сделали самолет с изменяющейся геометрией крыла, разработали технологию непрерывной разливки стали, и так далее.
Всего-то надо, чтобы мужики в пивной начали рассказывать другие истории – про то, как такой-то придумал то-то, быстро зарегистрировал фирму, наладил выпуск «штуковин» — и его никто не «прессовал», не «крышевал», и теперь он достраивает бассейн в своей квартире на 25 этаже… И чтобы при этом его сокружечники не стали вызывать скорую психиатрическую помощь.
А вот это в РФ и впрямь из области ненаучной фантастики.