Вице-премьер РФ Александр Жуков стал первым официальным кандидатом на пост президента Олимпийского комитета России (его выдвинула Всероссийская ассоциация летних олимпийских видов спорта) и очевидным досрочным победителем предвыборной гонки, которая завершится 20 мая. Причем Жуков заранее заявил, что «если будут выдвигать, для меня это очень почетно, я соглашусь, конечно». Со слов высокопоставленного источника в правительстве уже известно, что в случае избрания президентом ОКР Жукову не нужно будет уходить из правительства.
Единороссы и коммунисты в Госдуме с ходу поддержали кандидатуру Жукова. Но даже в словах их поддержки содержится корень проблемы, которую это кадровое решение Кремля едва ли исправит.
«Я хорошо и давно знаю Александра Дмитриевича. Он действительно очень увлеченный человек, замечательный спортсмен, поборник развития физкультуры и спорта в нашей стране, и отлично знает эту тему. Поэтому если его кандидатура будет поддержана на должность председателя ОКР, то это будет лучший из возможных вариантов», — сказал первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов. Именно «лучший из возможных вариантов», а не просто хороший.
В расколотом спортивном сообществе России, погрязшем во взаимных обвинениях и конфликтах, не нашлось человека, которого власть решилась бы выдвигать в президенты ОКР перед лицом «политической» задачи выиграть командный зачет сочинской зимней Олимпиады-2014.
Решили выдвинуть незаметного чиновника без лишних личных амбиций, любящего спорт и обладающего формально высоким статусом в правительстве.
Не менее точно характеризуют ситуацию слова вице-спикера Госдумы — первого заместителя председателя ЦК КПРФ Ивана Мельникова: «Можно считать, что вопрос уже фактически решен. Решен не демократически, то есть в отрыве от актива ОКР, потому что кандидатуры такого уровня просто так не называются – ясно, что речь идет о свершившемся факте». Заметив, что относится к Жукову с большим уважением как к профессионалу, хорошо зная его по периоду работы в Государственной думе в качестве главы бюджетного комитета, Мельников заметил, что такая кандидатура на пост главы ОКР – «это, безусловно, вотум недоверия со стороны власти в адрес спортивной общественности». А сохранение за Жуковым поста вице-премьера будет означать «желание администрации президента РФ поставить в ОКР более сильную фигуру, чем министр спорта Виталий Мутко».
Увы, «фигура, сильнее, чем Мутко» — вовсе не определяющий критерий для поста президента ОКР. Главные достоинства Александра Жукова — его хороший характер, открытость в общении и искренняя любовь к спорту. Он играет в футбол, хоккей и шахматы, а до неожиданного призыва президента Дмитрия Медведева к чиновникам покинуть спортивные федерации возглавлял Федерацию шахмат России (правда, не имевшую особого отношения к успехам и неудачам российских шахматистов на международной арене). Но
даже самые откровенные доброжелатели Жукова (недоброжелателей у него, пожалуй, нет вовсе) едва ли смогут припомнить хоть какие-то заметные результаты его работы на посту вице-премьера.
Хотя был период, когда он вообще был единственным заместителем главы правительства, то есть вторым человеком в кабинете министров.
У Александра Жукова объективно нет ни одного из трех качеств, наиболее ценных для руководителя Олимпийского комитета державы, претендующей на ведущие позиции в мировом большом спорте: связей в международных спортивных федерациях и Международном олимпийском комитете (именно для этого на посты глав национальных олимпийских комитетов назначаются бывшие выдающиеся спортсмены или опытные спортивные чиновники); крупного политического веса внутри страны и за ее пределами (по такой логике НОК Белоруссии возглавляет еще один известный спортсмен-любитель, Александр Лукашенко) или больших бизнес-связей (нынешний глава Олимпийского комитета США Ларри Пробст — крупный бизнесмен). Да, он единоросс, давно занимается олимпийской темой, продвигал сочинскую заявку, курировал в правительстве госкорпорацию «Олимпстрой» и подготовку к Олимпиаде до назначения вице-премьером Дмитрия Козака. В конце концов, он человек из той политико-спортивной тусовки, которая является завсегдатаями «Русского дома» на всех Олимпиадах. Однако
все это – свойства лояльного, доброго и неконфликтного главы ОКР, но не человека, который во взаимодействии с министерством спорта должен радикально и быстро улучшать состояние, атмосферу и, главное, результаты в российском спорте высших достижений.
Основной плюс избрания Жукова президентом Олимпийского комитета состоит в том, что Россия почти наверняка будет избавлена от постоянных конфликтов и выяснения отношений между ОКР, федерациями и Минспорта, продолжавшимися все последние годы. Проблема в том, что этот плюс может оказаться единственным.