Уже ежедневные сводки с театра милицейских действий, в которых сотрудники МВД фигурируют не как стражи общественного порядка и спокойствия, а, напротив, как его нарушители и возмутители, привели к ожидаемой реакции: милицию распустить! Из блогов и кухонь это мнение вырвалось и в политическое пространство.
Депутат Госдумы, член генсовета «Единой России» адвокат Андрей Макаров заявил твердо и безапелляционно: «Модернизировать МВД, реформировать МВД невозможно, его можно только ликвидировать».
Конечно, это лишь частное мнение, пусть и члена правящей партии. Понятно, что завтра более чем 900 тысяч служивых в серой форме во главе с министром Нургалиевым не останутся без работы, а в их кабинеты и на их посты не придут немедленно новые, не испорченные работой в такоймилиции люди. Кто пойдет? Откуда этих честных и одновременно умелых взять?
Да и призыв законодателя Макарова вывести всю милицию за штат вряд ли найдет поддержку даже у его соратников в исполнительной власти. В то время как этот видный единоросс предлагает ликвидировать МВД, другой, еще более именитый член той же партии – Юрий Лужков – присваивает начальнику московского ГУВД Владимиру Колокольцеву звание «Почетный работник правоохранительных органов города Москвы» «за заслуги в борьбе с преступностью и большой вклад в обеспечение правопорядка в городе». И то и другое происходит на следующий день после того, как московский милиционер на глазах у своих коллег до смерти забивает случайного прохожего.
Извинения и соболезнования родным и близким погибшего юноши, принесенные почетным правоохранителем Колокольцевым, повисают в воздухе так же, как его обещания с удвоенной силой бороться с негативными явлениями в московской милиции и уверения, «что это получится — решимости, уверенности, настойчивости у нас хватит».
Про решимость и настойчивость за последние несколько месяцев, прошедших от стрельбы майора Евсюкова до побоев сержанта Ибрагимова, говорилось многократно разнообразными милицейскими (и не только) чинами. И все эти правильные слова произносятся крайне уверенными голосами и повторяются буква в букву после очередной резонансной истории с участием сотрудников милиции. Но
ничто не меняется. Евсюков стал именем нарицательным, и новые и новые евсюковы по всей стране палят, избивают, сбивают…
«Реформировать МВД невозможно», — уверяет депутат Макаров. Но надо честно сказать, что никто этого делать и не пытался. Едва ли можно считать реформированием нургалиевский месячник искоренения коррупции и введение (после евсюковской бойни) поголовной проверки психического состояния милиционеров.
Если при всей неоднозначности результатов за прошедшие годы в стране реформировалась и армия, и судебная система, то за милицию никто и не брался.
Закон о милиции, по которому живут и работают наши правоохранительные органы, был принят в апреле 1991 года. То есть совершенно в другой стране, как закон одной из республик Союза Советских Социалистических Республик. Конечно, с тех пор в закон вносились изменения и дополнения, но факт жизни по правилам из другой жизни вполне характеризует нынешнее состояние правоохранительных органов. И оно совершенно не адекватно нынешнему состоянию общества.
Отсюда, от этой неадекватности, проистекают если не все, то многие проблемы милиции, и кадровая в первую очередь. Из этой «устарелости» милиции и непонимание задач, которые ставит перед ней не власть, но изменившееся общество, сама совершенно другая жизнь. С этим же связано непонимание новой, иной природы преступности, неумение грамотно реагировать на новые опасности, такие, например, как националистические террористические группировки, неспособность организовать профилактическую работу по предотвращению нарушений в совершенно иной, чем 20 лет назад, молодежной среде. Поэтому и
общество воспринимает милицию исключительно как политическую дубинку власти. Дубинку, которая одним концом выполняет заказ, дубася любых недовольных, а другим кормится при негласном разрешении на то скудно оплачивающей охранительные услуги власти.
Но при этом эмоционально понятном порыве Андрея Макарова наивно предполагать, что можно, перефразируя поэта, «милицию закрыть, слегка почистить, а потом опять открыть вторично». Невозможно прекратить милицейский беспредел при сохранении беспредела у смежников – в прокуратуре, судах, тюрьмах наконец. Невозможны честные милицейские без честных судейских. И далее – везде.
Невозможна милиция без страха и упрека в стране, где вся управленческая система, как ржой, разъедена коррупцией, мздоимством, кумовством, очковтирательством.
Означает ли это, что ничего и не стоит предпринимать, чтобы изменить ситуацию в правоохранительных органах, что не стоит и затеваться с реформой? Нет, наоборот. Начинать «чистку» милиции надо, и как можно быстрее. И план, реальный, пошаговый план реформирования МВД нужно было составить еще позавчера.
Может быть, реформа милиции – это наиглавнейшая, первейшая реформа, которую следует провести. Модернизация милиции на сегодняшний день важнее инноваций, нанотехнологий и прочих «городов Солнца».
Просто потому, что продолжение ее жизни и деятельности в нынешнем виде составляет реальную угрозу обществу, власти и самому государству.