Переформатирование телеканала «Спорт» в «молодежную кнопку» с деловой точки зрения можно понять. В последние два года «Спорт» не мог составить конкуренцию системе платного спортивного вещания «НТВ-плюс», так как его акционеры оказались не готовы переплачивать за права на трансляцию ведущих спортивных мероприятий. Поэтому освобождение двух третей его эфира от бесконечных повторов под новый амбициозный проект выглядит с точки зрения ВГТРК, одного из акционеров «Спорта», вполне разумным шагом.
Иное дело, что такое случилось, что этот шаг решено было сделать именно сейчас, когда экономика еще не восстановилась, а значит, и рекламные бюджеты не показывают того роста, который кормил федеральное телевидение ранее?
В чем актуальность обращения тяжеловесов из ВГТРК к «молодой и жесткой аудитории», потребность которой в развлекательном телевидении (вплоть до продвинутых сериалов типа «Доктора Хауса») весьма плотно стараются удовлетворить сразу несколько доступных каналов?
Заместитель гендиректора ВГТРК Антон Златопольский в своих интервью элегантно уклоняется от вопроса о том, будет ли новый проект аполитичным, либо политическое вещание займет там свое место. И правильно делает: «политическое вещание» в России сведено к односторонней пропагандистской работе, настолько топорной и предсказуемой, что «молодую и жесткую аудиторию» ее плоды отталкивают даже в той части, которая может считаться опорой партии и правительства. Альтернатива ему хорошо известна — это интернет.
Разумеется, пока что информация и видеоресурсы сети не могут полностью убить эфирное вещание. И пользователей не так много, и навыки пользования доступны не всем живущим поколениям, и трудоемкость поиска нужного материала в интернете несколько выше процесса переключения каналов в «зомбоящике». Но тем не менее
среди все возрастающего числа людей, в особенности активных (в том числе с точки зрения рекламодателей), созерцание телеэкрана становится попросту неприличным занятием.
До недавнего времени можно было с уверенностью считать, что эти люди как раз не склонны к политическому действию. Но ситуация меняется: интернет-аудитория начинает показывать способности к самоорганизации и даже коллективным действиям. При этом усилия, которые со всей очевидностью предпринимают ответственные за медиа кремлевские структуры, для того чтобы держать под контролем и даже направлять процессы в этой среде, должного успеха не имеют.
Жесткое давление государства на интернет по китайскому варианту хотя и может быть реализовано технически, но наверняка принесет индустрии пропаганды и агитации больше издержек, чем плюсов. Причем не только по части внешнеполитической репутации страны, но и внутри ее. Собственно и в Китае «полный контроль» над сетью на самом деле не полон, и политическая стабильность там обеспечивается в основном не фильтрацией интернета, а гораздо более традиционными методами.
В условиях, когда прикрывать свободный интернет боязно, идея «доиспользовать» телевидение как ресурс, способный пока что работать в сочетании с сетью, в общем, носится в воздухе.
Несмотря на распространенное среди интернет-юзеров презрение к традиционному вещанию, определенную привлекательность для них эфир сохраняет – и как возможность контакта с неохваченными сетью гражданами, и как престижное признание за ними статуса, равного статусу медийных звезд.
Так что работа с такой аудиторией, в теории, могла бы быть привлекательной не только как средство привлечь рекламодателя, но и как способ повлиять на беспокоящий наших идеологов рунет.
Возможно, это даже последняя такая возможность. И тем более странно, что руководители ВГТРК, в частности такой искушенный менеджер, как Олег Добродеев, намерены воспользоваться ею в такие сжатые сроки. За три месяца выстроить новую сетку с новыми форматами, привлекательными для молодых людей, годами не включавших телевизор, очень трудно, если вообще возможно.