На старый как мир вопрос «быть или казаться?» отечественные политики дают однозначный ответ — казаться. И предлагают создать в составе российского правительства специальное подразделение, которое бы занималось формированием положительного имиджа страны на международной арене.
Человек обыкновенный скажет: нашли время заниматься международным имиджем — кризис, домашних дел полно. Российские же парламентарии посвятили проблеме специальные парламентские слушания «Законодательные аспекты информационного обеспечения национальных интересов России на международной арене» и пришли к выводу:
если не все, то многие проблемы России связаны с тем, что мы проигрываем загранице информационную войну, не умеем создать позитивного образа страны, неумело наносим превентивные информационные удары по противнику.
По словам главы думского комитета по международным делам Константина Косачева, на международной арене сложилось некая «презумпция виновности России», когда любое важное событие с ее участием трактуется не в нашу пользу. «Глобальную информационную войну мы на этом участке сейчас проиграли», — констатировал депутат, а все потому, что «оппоненты России быстрее, чем мы, осознали, что репутация государства — это такой же товар, как и многое другое». Страна, заметил Косачев, должна не только «максимально идеализировать собственную репутацию, но и уметь обрушить репутацию своих международных оппонентов; информационное противостояние сейчас является столь же востребованным инструментом, как и экономика, как военная составляющая».
«К сожалению, информационная политика нашей страны на международной арене до сих пор не предполагает превентивных ударов, стратегического планирования, агрессивного формирования общественного мнения», — вторил ему Валерий Комиссаров, глава другого думского комитета — по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Короче говоря, «имидж — все».
Чтобы сменить негативный имидж на позитивный, следует задуматься вовсе не о коррекции внутренней или внешней политики, а о формировании из «так называемых внешних СМИ единого пропагандистского кулака»
(предложение Комиссарова), структурировании «работы по обеспечению информационной безопасности России в правительстве» и привлечении по примеру украинских и грузинских политиков к защите своих интересов на международной арене партнеров из других государств (идеи Косачева).
То есть проблема вовсе не в том, что проходящего по делу ЮКОСа смертельно больного Алексаняна приковывали цепью к больничной кровати, а осужденная по тому же делу мать троих детей Бахмина никак не может дождаться решения суда по УДО. Что сомнительное первое дело ЮКОСа плавно переросло в еще более сомнительное второе. Не в том, что не могут найти убийц Политковской, а уже двух действующих депутатов Государственной думы — Лугового и Делимханова — полиции двух разных государств подозревают в соучастии в делах об убийстве. И не в том, что только за последние полгода в центре Москвы безнаказанно расстреляли Героя России, известного адвоката и журналистку.
Да и негативная реакция зарубежных стран на августовскую войну с Грузией и одностороннее признание Россией Абхазии и Южной Осетии связана, как пояснил Комиссаров, с «неумелой и непрофессиональной» работой пресс-центров силовых структур и с тем, что «наши медиа в ряде кризисных ситуаций работают не как патриотические миссии, а как «папарацци-нелегалы». То есть,
если подсыпать деньжат телеканалу Russia Today (по характеристике Косачева, работающему «блестяще») и другим «т. н. внешним СМИ», нанять за казенный счет западных пиарщиков и, главное, создать Центр светлого образа России при правительстве Российской Федерации, то дело пойдет на лад.
Президенту России во время зарубежных визитов можно будет не опасаться неприятных вопросов о ЮКОСе, о ходе расследования убийств журналистки Политковской или адвоката Маркелова, о депутатах с «золотыми пистолетами», об избиении правозащитников и разгуле ксенофобии. Западные СМИ будут сравнивать антикризисный план Путина с антикризисным планом Обамы явно не в пользу последнего; в случае нового газового конфликта с Украиной немедленно обвинят во всем Ющенко с Тимошенко; начнут писать поощрительные статьи о дружбе Москвы с Чавесом и Ахмадинежадом; станут петь осанну Медведеву, Путину, Кадырову и прочим российским государственным мужам; наконец, по итогам международного социологического исследования признают Государственную думу лучшим парламентом мира.
Трудно сказать, чего в предложенных народными избранниками способах восстановления репутации России больше — детской наивности, вполне взрослого цинизма или политической провинциальности.
Только дети могут считать, что главное — не попадаться, и тогда можно стрелять из рогатки по соседским окнам, курить в школьном туалете, списывать на уроках и т. п. В то же время только вполне прожженные взрослые могут изобретать синекуры и выбивать деньги под столь эфемерные проекты, как формирование позитивного образа страны за рубежом. Год назад по инициативе члена Общественной палаты Анатолия Кучерены и с одобрения тогдашнего президента Путина для этой цели были созданы Институты демократии и сотрудничества в Нью-Йорке и Париже. Суверенную российскую демократию там продвигают, соответственно, Андраник Мигранян и Наталья Нарочницкая. Однако, учитывая озвученную думцами нужду в новых структурах и, очевидно, в деньгах, позитивного сдвига имиджа добиться пока не удалось.
В то же время непреходящая обида российской власти и околовластных политиков на нелюбовь Запада и критику внутренней и внешней политики России — признание второсортности. У нынешней России нет советской мощи, чтобы насаждать свое влияние под старым лозунгом: боятся, значит, уважают. Нет миссионерской самоуверенности и ресурсов США, чтобы не задумываться о любви окружающих. Есть лишь желание пусть не быть, но казаться сильными, богатыми, привлекательными, значительными… Короче, «полюбите нас черненькими». На это мы готовы потратиться.