Госкорпорации «Роснанотех» и «Фонд ЖКХ» вернут в федеральный бюджет в 2009 году 164 млрд рублей свободных средств, которые они не планировали направлять на расходы в этом году. Сообщивший об этом вице-премьер, министр финансов
Алексей Кудрин обозначил едва ли не единственный смысл существования госкорпораций в условиях кризиса: часть из них, де-факто не работающая, выступила в роли квазирезервного фонда правительства, вернув казне в момент резкого роста дефицита бюджета еще не потраченные казенные деньги.
При этом задолженность предприятий, входящих в госкорпорацию «Ростехнологии» за 9 месяцев 2008 года, по словам ее главы Сергея Чемезова, составила 625 млрд рублей (в пять раз больше, чем вернут казне другие госкорпорации). Кроме того, хозяин крупнейшей военно-промышленной империи страны, поглотившей и крупные гражданские предприятия, в частности «АвтоВАЗ», сообщил, что «Ростехнологии» ведут переговоры о привлечении кредитов у зарубежных банков, поскольку отечественные предлагают гораздо более высокие процентные ставки.
Нетрудно догадаться, что расплачиваться по иностранным кредитам придется государству: корпорация-то государственная. Между тем, состояние большинства предприятий, входящих в «Ростехнологии», было плачевным и до кризиса, а теперь только усугубится. Это очень напоминает ситуацию последних лет существования СССР, когда неэффективные советские предприятия в конце перестройки щедро брали кредиты, которые тяжелым долговым бременем легли на первые правительства постсоветской России.
Нынешний кризис выявил изначально отмечавшуюся многими экспертами и чиновниками (особенно в Минфине и Минэкономразвития) институциональную непригодность госкорпораций.
Причем эта непригодность видна даже с учетом существующих между ними отличий: «Ростехнологии» — промышленная империя одной из прокремлевских группировок, «Роснанотех» — утопическая пустышка, «Олимпстрой» и «Фонд ЖКХ» — наиболее логичные из госкорпораций – созданы под конкретные проекты (строительство олимпийских объектов и ремонт ветхого жилого фонда) и изначально имеют конечные сроки своего существования.
Госкорпорации создавались как политическая и экономическая синекура для приближенных к власти: они получили бюджетные деньги и возможность распоряжаться гигантскими активами, а также политическое прикрытие. При этом легальных правовых возможностей для эффективного контроля за бизнесом корпораций у государства нет. Но, главное, появились госкорпорации в принципиально иной экономической реальности, в эпоху долговременного бурного роста цен на энергоносители, когда провластная элита была уверена, что бюджет сможет удовлетворять ее растущие бизнес-аппетиты по нарастающей.
Теперь государству приходится экстренно спасать бизнесы даже крупнейших частных олигархов, акции компаний которых оказались заложены под кредиты западным банкам и от которых зависит строительство многих олимпийских объектов (тут вне конкуренции – Дерипаска с Потаниным, бизнес-крах которых вынудит государство экстренно искать инвесторов для системообразующих проектов в олимпийском Сочи). А тут еще госкорпорации с обилием плохих активов и неэффективным менеджментом.
Кризис дает нынешней российской власти уникальный шанс избавиться от ярма ненужных госкорпораций:
в одном случае можно просто отложить на неопределенный срок начало их работы, в другом, как с теми же «Ростехнологиями», государству придется разгребать созданные им же самим завалы, решая судьбу каждого конкретного из почти пяти сотен предприятий разного профиля, входящих в этот изначально уродливый и обреченный на неэффективность военно-промышленный конгломерат.
Чтобы найти эффективных хозяев для структур, согнанных в госкорпорации, чтобы развивать инновационные технологии (ради которых формально создан «Роснанотех»), чтобы латать дыры коммунального хозяйства (привет «Фонду ЖКХ»), государству придется создавать реальную конкуренцию и прекратить практику передачи активов в руки высокопоставленных чиновников, их родственников или знакомых по службе в разведке, дачному кооперативу, мэрии Санкт-Петербурга.
Кризис обратил барские подарки друзьям власти в виде госкорпораций в дополнительные проблемы российского государства,
все более явно сгибающегося под тяжестью непомерного груза активов, которые оно так яростно подгребало под себя всю путинскую эпоху.