Представьте себе следующую ситуацию. Глава французского МИДа Бернар Кушнер или немецкого – Франк-Вальтер Штейнмайер – направляют в свои дипломатические представительства в ЕС, США, России, балканских странах и Молдавии циркуляр с поручением немедленно проинформировать официальных лиц стран пребывания о «недобросовестных и неадекватных ситуации» действиях... премьер-министра Франции Франсуа Фийона или канцлера ФРГ Ангелы Меркель.
Именно такой документ за номером 101/30-078-34 был разослан руководителям 31 диппредставительства Украины за подписью главы МИДа Владимира Огрызко в начале февраля после скандального заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины, на котором президент Виктор Ющенко обвинил премьер-министра Юлию Тимошенко в превышении полномочий при подписании газовых договоренностей с РФ. К циркуляру были приложены материалы состоявшегося после заседания брифинга первого заместителя секретаря СНБО Степана Гавриша, где он заклеймил премьер-министра в «недобросовестности и вранье». Поводом послужило заявление Тимошенко, что СНБО является «крышей для всех коррупционных сделок, которые сегодня происходят, к сожалению, и в энергетическом комплексе, и в других».
Не берусь судить, какими были реакции в Вашингтоне, Париже или Берлине, но один восточноевропейский дипломат в сердцах оборонил: «Они там что, полностью охр...ли?!»
С одной стороны, происшествие можно было бы просто отнести к очередному витку «тотальной войны» между президентом и премьером. Проблема, однако, заключается в том, что война на взаимное уничтожение происходит на фоне серьезнейшего экономического и финансового кризиса в стране, который, согласно мнению многих политических обозревателей, может поставить под вопрос само существование государства.
16 февраля Госкомстат сообщил о рекордном с момента обретения Украиной независимости падении объема промышленного производства в январе 2009 года – на 34,1%. Согласно подсчетам руководителя группы советников председателя Национального банка Валерия Литвицкого, это исторический максимум с 1945 года.
Стране грозит новая волна сокращений: уже весной рынок труда может пополниться 2 миллионами, сейчас работающими в режиме неполной занятости. Безработица, таким образом, достигнет 3 млн человек или 9% трудоспособного населения. Выделение нового транша со стороны МВФ зависло из-за ненадлежащего выполнения Украиной согласованных стабилизационных мер. В первую очередь, речь идет о дефиците бюджета и источниках его покрытия: еще в конце октября прошлого года Киев обещал МВФ бездефицитный бюджет на 2009 год, но в конце концов правительство утвердило его с превышением расходов над доходами в 31,1 млрд грн, то есть почти 3% ВВП. Неслучайно поиск кредита стал первоочередной задачей премьер-министра, а также мишенью для критики со стороны президента:
возможность получения $5 млрд от Москвы была охарактеризована Ющенко как «протокол Молотова — Риббентропа».
Примечательно – когда на Банковой злорадно потирают руки и возлагают вину за бюджетный дефицит на правительство и парламент, там как-то забывают, что бюджет подписал сам президент.
Правительство мечется, как затравленный волк, пытаясь соединить невозможное – четкие антикризисные меры с интересами лоббистов и олигархов, выплаты пенсий и зарплат бюджетникам с сокращением социальных затрат (что в предвыборный год особенно трудно). В стане президента результаты последних опросов не могут не вызывать удовлетворение: 59,1% респондентов считают, что деятельность премьер-министра направлена на защиту собственных интересов и интересов своего окружения, и только 23,9% — на защиту национальных. То, что отставку самого Виктора Андреевича поддерживают 70,9% населения и лишь 19,3% считают, что президент должен остаться в своей должности, оценивают по-иному: отсчет ведут от последней цифры – за гаранта аж 20%! Впрочем,
в стране мало уже кто сомневается, что сам Виктор Андреевич на старт не выйдет, а пошлет более выигрышного кандидата. И все больше и больше взоры обращаются на выходца из Черновцов, политика с лицом ребенка и политической хваткой волкодава – Арсения Яценюка.
Яценюк — «самый-самый». Самый молодой председатель Верховной рады и самый богатый (согласно налоговой декларации), отменный профуниверсал, занимавший за последние 8 лет посты министра экономики Автономной Республики Крым, первого заместителя, а потом и. о. главы Национального банка Украины, министра экономики Украины, первого заместителя главы секретариата президента, министра иностранных дел, председателя Верховной рады. Именно он в конце кризисного 2004 года принял меры, которые предотвратили последствия политического противостояния в ходе «оранжевой революции» и сохранили финансовую систему страны.
«Меня «ушли», чтобы я вернулся. Но уже не сюда», — сказал Арсений Яценюк после своей отставки со спикерского поста в ноябре прошлого года.
Лидер «Фронта перемен» занял выжидательную позицию до 22 мая – в этот день ему исполнится 35 лет и только тогда «киндер-сюрприз», как его называют в кулуарах, сможет комментировать возможность своего участия в выборах на пост президента.
Дело, однако, не только в украинской конституции, но и в более банальном вопросе – финансовом. Люди, хорошо знающие механизмы украинской избирательной кампании, указывают сумму в $400 млн, которая будет необходима Яценюку для раскрутки и участия в выборах с определенной долей успеха. На сегодняшний день Арсения Петровича поддерживает миллиардер Виктор Пинчук, зять бывшего президента Леонида Кучмы. Кроме того, Яценюка упорно связывают с совладельцем скандальной «Росукрэнерго» Дмитрием Фирташем, которого якобы «крышует» сам президент…
Проблема не столько в спонсорах, сколько в деньгах, которых у спонсоров, да и не только у них, с каждым днем остается все меньше и меньше. На днях информационное агентство УНИАН сообщило, что располагает документом, согласно которому депутаты пяти предыдущих созывов Верховной рады (в числе которых с десяток миллионеров!) обратились в управление делами парламента с просьбой выплатить им... денежное пособие!
«Вы знаете, в чем разница между произведениями Ионеско и ситуацией в Украине? — задал мне недавно вопрос представитель одной из крупнейших скандинавских компаний. – По сравнению с тем, что происходит в стране, вещи Ионеско можно считать эталоном реализма!»