Написал слово «труд», думая предложить разговор об отношении общества к такой немаловажной части нашей жизни, и немедленно вспомнил стройотрядовскую частушку конца 70-х годов:
«Пускай работает железная пила,
Не для работы меня мама родила».
Две ернические строчки отражают это отношение как нельзя лучше.
Складывается впечатление, что
весь XX век, мы боролись с привычкой и желанием человека честно трудиться.
Мне повезло, я успел захватить поколение людей, родившихся в позапрошлом (1890-е годы) и начале прошлого века и запомнить их рассказы. Россия того времени развивалась бурными темпами, в том числе и потому, что появилась новая осмысленность труда. Огромная страна, создавая промышленность, оставалась крестьянской, труд был тяжелым, но это была, как говорили мои чудом выжившие собеседники-старики, «работа на себя» — на своей земле, на свою семью, на создание своей собственности. В основе этого труда было желание жить нормально. Народная поговорка «как потопаешь, так и полопаешь» — грубовато, но верно отражала мотивацию к труду.
Утверждение, что русский человек — плохой работник, — выдумка, ложь. Главное, чтобы труд был естествен и желанен, и к деревенской голытьбе сами крестьяне относились не как к несчастливым, невезучим, а как к ленивым людям.
Я, конечно же, несколько упрощаю социальные процессы, но, что касается труда, описываю их, думается, правильно.
Революция и гражданская война физически уничтожили или раскидали по миру миллионы и миллионы тружеников. Дав свободу во время НЭПа в конце 20-х годов трагического и жестокого для России века, у народа вновь и уже окончательно отняли саму необходимость думать о труде как пути к личному благу: если ты был лично старателен, то становился врагом народа.
Отнятая и обобществленная лошадь, отправленная в колхозное стадо корова унесли с собой и энергию труда в деревне. В городе пропал весь мелкий бизнес. Зато «буржуй перестал есть ананасы и жевать рябчиков»!
Желание к самостоятельному труду угасло. И чудо индустриализации стало результатом принуждения, а не участия в выдуманном социалистическом соревновании, которое якобы было стимулом к вдохновенному труду. Людей заставили трудиться «по-новому», загнав в колхозы и лагеря и поставив буквально на грань выживания. Я ни в коей степени не хочу умалить великий подвиг великого советского народа (старшее поколение моей семьи, имеющее заработанные, а не купленные ордена, является достойной частью этого народа) по возрождению страны после гражданской войны. История не терпит сослагательного наклонения, но, думаю, не прервись развитие в русле НЭПа — и подвиг был бы не нужен.
Труд для огромного числа людей стал ужасом и проклятием, карой, наказанием – и это вполне закономерно. Даже, если человек и не привлекался к уголовной ответственности, его могли послать на тяжелые работы, например на лесозаготовку, невзирая на возраст
(можно вспомнить, например, истории великого русского писателя Федора Абрамова).
Великая Отечественная война убила более 28 миллионов далеко не самых худших наших граждан. После войны выбора не было — мы продолжили «прививать» труд административно. Общественный труд, уравнительный и мало оплачиваемый, привел к полной деградации хозяйственной жизни страны. Работа на себя была практически под запретом: доходило до обложения поборами каждой яблони в личном саду, каждой курицы в частном курятнике. Стимулов к труду практически не было, привычка трудиться уходила в принципе. Труд был нужен, чтобы иметь минимальный заработок, только чтобы прожить. Труд в принципе не мог быть основой счастья.
Система рухнула потому, что она не могла уже использовать механизм административного принуждения к труду, а механизм осознанного труда не создала.
Практически весь XX век мы формировали представление о труде, формально воспевая его, как о признаке личной неуспешности.
Да и сам термин «труд» сохранился только в Конституции и употреблялся почти исключительно в словосочетании «социалистический труд».
Но и перестройка не принесла нового — психологически ничего не изменилось. Общее впечатление: только «немотивированная воровская удача» может дать благо, а постоянно тиражируемые картинки беззаботной жизни богемы могут окончательно добить стремление к труду.
Честный бизнес (малый и средний) с феноменальной по циничности отвязностью уничтожает коррупция, постоянно увеличивающиеся государственный аппарат и контрольные органы поглощают практически весь прирост трудовых ресурсов. Безответственные представители офшорного бизнеса продолжают грабить ресурсы страны, выплачивая грошовые зарплаты работникам своих предприятий. Все знакомые мне успешные предприниматели, сами работающие давно уже не ради денег, часто день и ночь, постоянно жалуются на невозможность найти профессионального работника за огромные по любым масштабам деньги.
В массовом сознании укрепилось мнение, что в успешных странах люди не работают.
Когда весь мир говорит о недостатке продовольствия, мы не обрабатываем миллионы гектаров земли, когда все ищут работу, мы от нее бежим (сотни тысяч вакантных мест не заняты). Мы возмущены, когда на незанятые нами «не достойные» нас места приходят другие. Но продолжаем бежать от настоящей работы. Труд как часть культуры народа продолжает умирать.
Нам предстоит совершить настоящую революцию, чтобы понять: именно труд, производительный труд, а не «пилеж» доходов от продажи природных ресурсов поднимет страну. Только он обеспечит появление среднего (трудящегося) класса, возрождение крестьянства, рабочих династий.
Если мы не научимся работать, у нас нет шанса выжить в мире, полном новых вызовов и проблем, наше место займут более трудолюбивые.
В понимании роли и места честного и достойного свободного труда и в создании условий и стимулов для него заключается важнейшая политическая задача. И она, несомненно, решаема. О механизмах ее достижения разговор впереди.
Автор — председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной думы Федерального собрания России.