Сочи-2014 — единственный в России проект, который не может быть существенно переформатирован в случае ухода Владимира Путина с поста президента и последующих изменений конфигурации российской власти. Кроме того, он должен быть реализован в рамках и объемах, заданных уже сегодня (смета, разумеется, будет превышена, но это тоже ожидаемая частность).
Именно поэтому зимняя Олимпиада может послужить эффективным инструментом сохранения нынешним президентом реального персонального влияния не только внутри страны, но и на международном уровне.
Первая аппаратная интрига, связанная с назначениями чиновников, отвечающих за подготовку к Олимпийским играм 2014 года, исчерпана. Сначала Владимир Путин дал понять, что отдельного «вице-премьера по Сочи» не будет (и тем самым фактически вывел Олимпиаду из подчинения правительства, которое почти наверняка возглавит один из нынешних потенциальных преемников президента или «человек преемника»). Затем устами министра экономического развития Германа Грефа было озвучено решение о создании надправительственной госкорпорации по подготовке к Олимпиаде. И, наконец, сейчас, как раз накануне внесения в Госдуму «олимпийского закона», определяющего механизм изъятия земель, налоговые льготы строителей и другие бизнес-параметры проекта, у этой госкорпорации появился генеральный директор — теперь уже бывший глава «Транснефти» Семен Вайншток. Показательно, что выбор президента пал на человека, равноудаленного от основных кремлевских группировок, при этом жесткого менеджера, никак не проявляющего и не проявлявшего личных политических амбиций.
Формально у следующего президента России будут полномочия убрать г-на Вайнштока с нынешнего поста и поставить туда «своего человека». Но если во всех других политических и бизнес-проектах путинской эпохи новые власти могут провести существенную ревизию в зависимости от расстановки сил (ну, скажем, если партия «Газпрома» победит партию «Роснефти», ничто не помешает поступить с этой нефтяной компанией так, как она поступила с ЮКОСом), то Олимпиада принципиально отличается от остальных проектов путинской поры. Во-первых, она уже связана в международном сообществе и, возможно, в личных договоренностях на уровне президента России и президента МОК, именно с Путиным, а не с конкретными кремлевскими группировками. Это не просто Олимпиада в России, это Олимпиада Путина. Во-вторых, это не только внутренний бизнес-проект, на котором избранным можно заработать большие деньги, это внешнеполитический проект.
Олимпиаду невозможно не провести — отзыв заявки был бы очевидным внешнеполитическим скандалом, который нанес бы репутации России существенно больший ущерб, чем любые теракты, политические убийства или скандальные уголовные дела с отъемом собственности у частных компаний в пользу госструктур, тесно связанных с властью.
Именно такой статус Олимпиады делает ее самым предпочтительным плацдармом для политической игры самого Путина после мартовских президентских выборов 2008 года. Если бы Путин возглавил некий орган власти вроде Госсовета или Конституционного суда (такие варианты озвучивались политиками и политологами), это была бы совершенно неясная и не встречавшаяся в российской политической практике роль «морального лидера нации». С учетом нынешнего, откровенно униженного, зависимого от исполнительной власти положения этих органов у президента нет никаких гарантий сохранения своего влияния. Скорее, наоборот, почти гарантирован его уход в тень. Не дает таких гарантий и должность главы «Газпрома» или даже премьер-министра: в первом случае нынешний президент стал бы всего лишь главой одной из политических группировок (тогда как суть его правления страной заключалась как раз в разруливании интересов всех группировок), во втором — прямым подчиненным нового президента. Тогда для сохранения влияния Путина пришлось бы возвращать правительству роль реального центра принятия экономических решений, нивелированную при Путине-президенте. То есть радикально менять конфигурацию власти с непредсказуемыми последствиями для самого нынешнего главы государства.
Никто не говорит, что на подготовке к Олимпиаде нельзя украсть деньги или распределить подряды исходя из финансово-политического расклада в Кремле на момент их распределения. Но даже при сохранении этих присущих нашей эпохе и вряд ли способных исчезнуть в ближайшем будущем способов реализации любых национальных проектов надо будет довести дело до однозначного и не поддающегося пиар-прикрытию результата: достойно провести Олимпийские игры, построив качественно и в срок все необходимые для этого объекты и инфраструктуру.
Олимпиада дает возможность Путину реально оставаться влиятельной фигурой в российской политике как проект, который не может быть отложен или пересмотрен и который имеет действительно мировой резонанс, а потому не может стать заложником войны элит.
Только Олимпиада становится единственным способом реального сохранения Путина внутри российской власти (либо как главы оргкомитета, либо просто как автора этого глобального политического проекта, превосходящего по масштабу корыстные проекты элит) после ухода с поста абсолютного лидера страны и возможности появления столь же абсолютистски настроенного преемника. Более того, если Путин действительно захочет вернуться в президентское кресло в 2012 году, а его нынешнее окружение, получив власть в 2008 году, позволит ему это сделать, Олимпиада станет главным козырем и в этой игре. Ставки высоки: в истории России возвратиться на пост номер один после ухода с него не удавалось еще никому.