Следует различать две темы: обустройство жизни российских граждан за рубежом и само желание отправиться туда на постоянку или же повременку, но с открытым вылетом. В первом случае тема раскрывается репортажами, как правило, из Лондона, причем репортажи излагают ее именно так, что тут же возникает вторая тема: на фига ж они (не считая беглецов политических) туда поперлись? Вопрос возникает оттого, что после перемещения - судя по репортажам - их жизнь там обустраивается в формате гетто. Денег хватает, недвижимость закуплена, а тусуются друг с другом - гетто и есть. О врастании в социум, не говоря уже о креативном участии в британской, в частности, общественной и культурной жизни речи нет (а тех, кто встроился, отсюда не видно). Сложно понять, как им там может быть комфортно, учитывая эту не-пришей-не-пристегнутость.
Эта тяга к новому ПМЖ получила нетривиальное развитие по случаю отбытия в Монако деятеля российской легкоатлетической жизни Исинбаевой. Один из откликов на это событие ситуацию оценивал концептуально: «ментальный конфликт стремительно репродуцированного в обществе «застойного» сознания и желания свободного одаренного человека выбирать себе более достойную судьбу, остается». Метальный конфликт Исинбаевой, это прекрасно, но не она одна: «Почему российские олигархи разных калибров активно покупают себе недвижимость в разных приятных европейских местах и, прямо скажем, не так активно - в российской глубинке? Только ли из соображений безопасности, или еще и в поисках более цивилизованной среды обитания?»
Вот именно, почему? Из соображений гражданственных надо отметить, что ситуация закольцовывается. Коль скоро свободно-одаренные люди отправляются в более цивилизованную, нежели родная Родина, среду обитания, то утечка столь качественного человеческого достояния, как прыгунья с шестом, еще более ухудшает возможности Родины цивилизовать среду, - имея в виду следующих лиц, пока только дозревающих до желания среды лучшего обитания. С государственной точки зрения данный процесс требуется остановить, для чего требуется понять, отчего свободные одаренные граждане не хотят строить цивилизацию дома, а предпочитают прибиться к чужой.
Для этого надо выяснить, какие именно смыслы вкладываются в понятие цивилизованной среды обитания. Поскольку данные лица отбывают в чуждые общественно-политические, языково-цивилизационные, социо-культурные и даже этно-конфессиональные обстоятельства, выходит, что цивилизованность среды не предполагает особенной коммуникативности: своими там они не станут. Вариант Абрамовича с «Челси» тоже приблудный - ладно бы он тренером работал.
То есть, они едут существовать в кастрированном, ну ладно - в секвестрированном виде, без изрядного количества своих публичных составляющих.
Если иметь в виду чисто выгоду от комфорта и наличие безопасности со всех сторон, то этот комфорт выглядит санаторным, притом - в варианте хосписа, а какой такой достойной судьбой может стать хоспис для лиц, еще не пожилых? Это уже просто другое существование, значит - к такому решению их склоняет некая особая причина. Как сказано в уже цитированной статье: «Если Россия хочет стать страной, которую было бы легко полюбить, здесь нужно сделать так, чтобы Елене Исинбаевой было приятно жить». И не только ей - еще и прочим гражданам, которые, не найдя здесь приятности, закупают недвижимость в Европе.
Кто-то должен был это для них сделать, однозначно. Фактически, это проект национальной идеи: сделать им приятно.
Но не это главное. Главное - метафизическая сторона проблемы: неким заслуженным лицам должно быть как-то по-особенному приятно жить. Таким образом, процесс отбытия и основывается на том, что лучшая судьба - непременно не здесь. Что-то такое христиано-олигархическое.
Тогда все очевидно: оставление Родины являет собой акт признания заслуг индивидуума самим же индивидуумом. Перемещение доказывает, что индивидуум был не лох, отчего и сподобился убыть в западном направлении: жизнь удалась.
Что дальше - уже не важно. С ним уже навсегда все в порядке, что и подтверждено прекращением его пребывания на этой земле, все они переселились в мир иной: в лучший, которым будет любой, лишь бы не этот. Так что это просто реализуется какая-то русская народная сказка. А сказки не лечатся.