Исследователи рынка косметических веществ сообщили, что теперь все большее распространение получают «нишевые товары». Мораль, в изложении от коммерсантовского «Уикэнда», в том, что «Продукция и брэнды массмаркет разрабатываются на основе среднестатистических данных, усредненных потребительских ожиданий. А товары и услуги, создаваемые для ниши, должны точно отражать потребности ее участников».
Вывод: «Скоро не останется рынка для брэндов, которые чуть-чуть любят все. Приходит время брэндов, которые немногие любят сильно».
Разумеется, эта же тенденция есть и в социальной жизни, учитывая хотя бы деяния Д.Ицковича по части ОГИ; можно учесть и «Нонфикшн». Некоторые ниши себя уже создали и обустраивают, являясь естественным стилистически-семантическим расслоением общества. Проблема в том, что создать и содержать свою нишу могут не все.
Как быть с остальными? Очевидно, что им следует предоставить уже готовые ямки, что и есть проблема организации гражданского общества.
Недавно, по поводу РПП, говорилось о сетевых партиях, но этот вариант не организует ниши, он лишь что угодно распространяет, а ниша образуется временная, по факту продаж; она не будет самовоспроизводящейся. Труды Гартунга на посту главы партии пенсионеров выглядели старомодно, этот метод запоздал лет на пять, а то и на десять.
Организуя гражданские чувства, все это надо учитывать. Общественная палата в состоянии обеспечить гражданскими переживаниями лишь самих ее членов. А что остальным? В чем и дело: в 1991 году слиплись переходы к демократической схеме и к рынку. У рынка получилось лучше, поэтому идеология нового исторического периода состоит именно в маркетинге, в организации потребления предлагаемых товаров. Двух идеологий одновременно быть не может, поэтому раскрутка и продвижение брэндов является той идеологией, которая довлеет государству. Власти, разумеется, надо учитывать, что «время брэндов, которые чуть-чуть любят все, проходит».
В такой идеологической рамке гражданские чувства могут быть лишь продуктом потребления, а единственной работающей оргсхемой является маркетинговая, учитывающая состав потребительских групп. Массовый продукт, продукт для среднего класса, класса люкс и так далее. Что может сделать власть для удовлетворения спроса на гражданские чувства? Пока она следует старой схеме обеспечения населения, напоминая советский универмаг, разве что сбоку есть частный киоск, который торгует каким-нибудь колхозным повидлом.
Очевидно, депрессивная неудовлетворенность населения нынешним историческим моментом, растущая на фоне углеводородного благополучия, связана с нехваткой гражданских ощущений в организмах граждан.
<1>Некоторые оживления общественных групп - от молодежных политических акций до того же ДПНИ (организация запрещена в России) - свидетельствует, что такие чувства имеют спрос, причем - они не обязательно связаны с участием в политике, имея в виду тягу к власти для управления государством. Это волнения гражданского спроса, который таким манером удовлетворяет сам себя. Это самодельно и напоминает производство крутки. Если уж государство монополизировало мысли общества, то оно должно производить адекватные продукты, а общество готово: никто же не протестует, что есть товары массового спроса, а есть и некое «лакшери».
Соответствующие продукты надо производить массово, причем не с точки зрения каких-то перспектив, а для немедленного употребления. В потребительской жизни «потом» не бывает. Как, например, была прекрасно подана история с французскими пожарами - мнение о разваливающейся Европе явно удовлетворило ожидания граждан по этому поводу и, конечно же, никого не волновало, что там на самом деле.
Да, симулякры и что? Общественную жизнь и следует полностью виртуализировать, только это обеспечит потребителя чувствами в необходимых количествах. Одни произведут, другие - потребят. А как еще? Социология должна служить маркетингу, а не какому-то пониманию невесть чего.