С автором данной колонки произошла история. Неделю назад я приступил к ее сочинению, упустив из виду, что в ту неделю колонку по расписанию писать было не надо. Но что-то уже сочинилось, в том числе и заголовок, а именно - «Политология dell arte». Естественно, я был весьма позитивно удивлен, когда через пару дней обнаружил практически тот же заголовок в этом же разделе данного сайта, а именно - у статьи г-на Фишмана: «Политика дель арте» (http://www.gazeta.ru/column/fishman/448816.shtml).
Из этого следует, что а) социально близкие лица близки еще и семантически, б) так все оно на самом деле и обстоит, в смысле дель арте. Некоторые процессы в государстве имеют уже настолько внятный характер, что их восприятие отдельными интеллектуалами происходит однозначно. Никто не верит глазам своим, увидев на клетке с овцой надпись «бык», а узнает опознает овцу. Так и тут: дель арте и именно dell arte.
Теперь следует понять, что имелось в виду. В статье г-на Фишмана речь шла о принципах формирования Общественной палаты, имея в виду ее состав, возможные действия, «пять слуг десяти господ» и т.п. . То есть, в основном по части темпоритмов и особенностей режиссуры, что естественно в варианте «политики дель арте». В случае же одноименной политологии речь должна идти не о режиссуре, но о сценарных схемах на основе сommedia dell arte, прежде всего касающихся определению набора масок/персонажей. Как в исходном варианте: Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбина; глупый жадный купец Панталоне, трусоватый фанфарон Капитан, болтун Доктор, упертый Тарталья и др.
В самом деле, ситуация в точности совпадает: молодой правый политик с амбициями; политик-консерватор с репутацией, но в смутном текущем положении; эксперт с глубокомысленными речами; оппозиционер, которому дай только побороться с антинародным режимом; публицист-трибун, он же юморист т.п. Роли, то есть, заданы весьма жестко, имена исполнителей проставит любой, так что вся политология имеет дело с взаимодействием между данными масками, осталось только придумать персонажам красивые имена.
Опять же, разве кто-нибудь из политиков, политологов или телеведущих говорит естественным голосом? Нет, по большей части они манерничают, полагая, что актерствуют. Некоторые, впрочем, жеманничают.
Во всем этом присутствует рентгеновская прозрачность жизни, удачно подходящая к установившимся погодам: чисто осенняя элегичность и начинающиеся холода. Романтические натуры в эту пору ощущают близость не только с природой, а даже и с как бы повсеместно просвечивающими Схемами Мирозданья.
Что характерно, чувство осенней прозрачности и видимости Оснований Бытия реализуется и в общественной жизни. «Коммерсант» 14 октября опубликовал опрос «Как теперь вертикаль укреплять будут?» - по поводу истории в Нальчике. Вот слова депутата от ЕР Николая Безбородова: «Чтобы повысить эффективность управления, следовало бы назначать и мэров. Полпреды предотвратили развал государства, теперь их следует наделить новыми полномочиями. И надо серьезнее задуматься о будущем президенте России - он должен обладать опытом госуправления, быть предсказуемым и вести страну прежним курсом, а такой человек один. Кроме того надо расширить полномочия прокуратуры и что-то сделать с адвокатами».
Несомненно, Безбородов не сам до этого допер, это какая-то социально ему близкая ноосфера навеяла.
<1>Конечно, с адвокатами непременно нужно что-нибудь сделать, но это частности. Главное же в том, что вот это и есть прозрачность по-местному. Обратим внимание: не природа российской общественной жизни, просветившись насквозь, обнаружила базовые элементы своей жизни, своих Докторов, Панталоне и прочих Фальстафов-Гамлетов, телепузиков-покемонов и буратин.
В данной версии все эти позиции являются готовыми вакансиями, которые кто-то занимает на конкурентной основе.
А такой вариант возможен только в случае, если скелет организма строится снаружи: повысить, назначать, наделять, обладать и расширять. Снаружи, то есть поверх жизни, которая и будет урегулирована данными глаголами.
Таким образом, государственная субстанция оказывается существом, у которой скелет снаружи, как панцирь. Это интересно, как любые новости из мира природы и, наверное, объясняет многое.