Структура, конечно, довлеет не всему человеку, но его социальной, общественной и политической составляющим.
Концептуален уже и сам слоган «инвестиции в человека». От его постоянного повторения пришлось непроизвольно задуматься о том, что же имеется в виду. Инвестировать во что-то означает приобрести акции этого чего-то, то есть в какой-то степени управлять прикупленным объектом, имея в виду и дивиденды. Значит, за эти соцденьги гражданин РФ, в которого вложили, будет не просто морально обязан государству, а и прямо сделается его собственностью.
Любопытно, что эта очевидность не была замечена даже оппозиционной точкой зрения.
Следовательно, на каком-то глубинном уровне общественной психики такая схема воспринимается естественно, сообщая об инстинктивном желании российского политико-социально-общественного человека, чтобы в него вложили.
А это желание, в свою очередь, предполагает, что у данного объекта есть разъем, через который и можно осуществлять, в частности, вложения. Значит, российский общественно-политический организм по своему анатомическому строению постоянно готов к контакту с кем-то централизованным.
Более того, в передаче Первого канала идея инвестирования в гражданина была интерпретирована так: «Может, эта помощь и не сделает их богатыми, но даст возможность с чувством собственного достоинства заниматься своим делом». Отсюда следует, что «собственное достоинство» при такой анатомии может быть обретено только с помощью государства и лишь при государственной поддержке возможно заниматься «своим делом».
<1>Разумеется, все это невозможно без вышеупомянутого разъема, через который и производятся соответствующие радости. При этом данный кабель проводит сигналы туда и сюда, обеспечивая и обратную связь, имеющую хоть и эмоциональный, но структурообразующий характер. Вот г-н Пушков по инвестиционному поводу сказал: «Такой программы ждали от президента давно, с самого его прихода к власти. Страна предполагает другое, не ельцинское отношение к людям — Ельцин был к ним равнодушен. От Путина всегда ждали другого отношения. Монетизация нанесла ущерб образу президента. Был риск, что Путина будут воспринимать как президента несостоявшихся надежд. Это программа позволит Путину избежать этой проблемы и уверенно идти к 2008 году».
В этом сообщении важен момент ожидания: игнорирование данного разъема, простаивание этого анатомического гнезда влечет за собой проблему с надеждами, изнуряя ожиданием. А и то, пустое гнездо ржавеет, разгоняет свои окислы по организму.
При этом во всех анализах данной инициативы президента сомнению подвергается лишь сама осуществимость инвестирования, но отнюдь не обратная связь. Например, кое-кто критикует проект как популистский. Но эта критика и означает признание действенности популизма на территории РФ, подтверждая гипотезу о неизбежности разъема и кабеля.
Возможна ли жизнь без этой штуки? Коль скоро Пушковым было упомянуто ожидание, то обходиться без этого шланга, в принципе, можно.
Причем лет десять назад происходила даже диверсификация подобных отношений для различных групп населения, дело доходило даже до инвестирования в частное лицо в формате обычного трудового контракта.
Но затем процесс пошел вспять, и снова возобладал единый загрузчик кабеля.
Но вопрос: кто именно на той стороне контакта? Вовсе не обязательно, что там именно президент. Там может оказаться кто угодно — сама структура никаких ограничений тут не выставляет. С одной стороны — гражданский человек с разъемом, с другой — тот, кто с другой стороны, кто угодно. И в этом есть интрига: а вдруг на том конце кабеля поселится Дед Мороз или к нему присосется какой-нибудь категорический императив? Впрочем, это детали, главное — российский социально-общественный народ постоянно готов воспринять единый сигнал, в ожидании которого и проводит все свое время.