Неистребимый образ несгораемой птицы феникс нашел свое удачное воплощение в короткой, но яркой истории свободных экономических зон в российском постсоветском периоде. В рамках очередного этапа этой бесконечной саги в ближайшие дни одобренный правительством законопроект «Об особых экономических зонах» будет направлен в Госдуму.
Напомним, что с первой половины 90-х в России законами региональных властей и указами президента было создано и ликвидировано 18 свободных экономических зон, со временем превратившихся во внутренние офшоры. Однако идея диверсификации экономики и инновационного прорыва заставила правительство, а точнее МЭРТ, к ним вернуться. Основной пропагандист идей особых зон Герман Греф приводил успешные примеры Индии, Китая, Сингапура, где, собрав инновационные компании на ограниченной территории и предоставив им режим наибольшего благоприятствования, в том числе и налогового, удалось за несколько лет на пустом месте создать современные и высокотехнологичные производства.
Основным же оппонентом выступал Минфин, который настаивал на том, что из инициативы МЭРТа ничего не получится, кроме новых бюджетных дыр. Поэтому Минфин неоднократно убирал из проекта закона любые упоминания о налоговых льготах.
Конец разногласиям в лучших традициях сегодняшнего дня положил президент — на совещании по инновационной политике в Новосибирске дал поручение подготовить закон об особых зонах к 1 марта.
И вот теперь в соответствии с законопроектом предусматривается создание двух видов свободных экономических зон — технико-внедренческих (ТВЗ) и промышленно-производственных (ППЗ). Причем площадь ППЗ должна быть не более 10 кв. км, а ТВЗ — не более 2 кв. км. Видимо, если 2,5 кв. км, то пронырливые коммерсанты начнут прятать налоги на сверхплановой площади. К слову, в Индии, многократно использованной как показательный пример, площадь свободной экономической зоны составляет, наоборот, не менее 10 кв. км.
Согласно законопроекту, резидентами особых экономических зон являются индивидуальные предприниматели или коммерческие предприятия, заключающие с территориальными органами соглашения о ведении деятельности в особой экономической зоне. В частности, для резидентов промышленно-производственных экономических зон устанавливается, что для осуществления деятельности они должны произвести вложения в размере не менее 10 млн евро. Кроме того, в течение года с момента подписания соглашения резиденты должны произвести вложения в размере не менее 1 млн евро. На территории особых зон будет действовать режим свободной таможенной зоны, а государственные инвестиции в создание особой экономической зоны (ОЭЗ) будут составлять 50% со стороны федерального уровня и 50% со стороны региональных властей.
Для зон вводятся существенные ограничения: на их территории не должны вестись добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка, производство и переработка продукции черной и цветной металлургии, за исключением производства особо чистых металлов и сплавов. Кроме того, не будет допускаться производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.
Кроме того, законопроект предусматривает налоговые льготы. Для резидентов промышленно-производственных зон будет снято ограничение по переносу убытков на следующий период (в настоящее время они составляют более 30%), будет введена ускоренная амортизация с коэффициентом 2, а также снижена налогооблагаемая база на затраты, относимые на НИОКР.
Для технико-внедренческих зон будет снижена максимальная ставка ЕСН до 14% с сохранением принципа регрессивности. К слову, налоговая нагрузка на фонд заработной платы у тех же индийских компаний составляет всего 5%. То что резиденты российских особых экономических зон будут на пять лет освобождены от уплаты налогов на землю и недвижимость, вряд ли так же сильно повлияет на налоговую нагрузку.
Но вопрос о том, будут ли особые зоны наследниками широко известных Байконура, Калмыкии и пр., еще далеко не закрыт.
<1>Многих участников заседания правительства, включая и самого премьера, это волновало больше всего. Господин Фрадков даже отметил, что в России есть «негативный опыт свободных экономических зон, который должен быть учтен». Греф не стал особенно успокаивать собравшихся и замечательно оценил деловые качества нашего народа: «Российский креатив имеет специфическую форму, которую не придумали ни американцы, ни индусы». Поэтому он предлагает создать и посмотреть, а там видно будет, может быть, уже и 2008 год случится.
Этим критика не ограничивается. Как не было, так и не появятся ответы на многие вопросы. Например, почему законопроект стимулирует в первую очередь территориальное развитие, а не отраслевое. Законопроект гласит, что «на момент создания промышленно-производственной ОЭЗ земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) пользовании граждан и юридических лиц», то же касается и «объектов собственности», поскольку в МЭРТе исходят из концепции green field, взятой за основу построения особых зон в Азии.
Самое смешное, закон об ОЭЗ оставляет компании, уже вложившие многомиллионные инвестиции в инфраструктуру, за бортом, причем многие из них уже вложились в технопарки. Хотя с большой долей вероятности можно предположить, что недопуск существующие компании в налоговый рай — это очередная перестраховка Минфина.
Вот и получились зоны вроде бы и прогрессивные, но особенно не нужные ни бизнесу, ни регионам, которые должны наполовину финансировать их создание.
Так что история похождений, гибели и нового рождения СЭЗ в России, скорее всего, просто дополнится очередной промежуточной главой.