Подводя итоги минувшего года, советник президента Андрей Илларионов называл вещи своими именами. Афёру года — «афёрой года», избиение профессионалов — «избиением профессионалов», а смену курса — «сменой курса». Бюрократическая машина ещё не успела ответить, то ли сварить живьём в информационном масле (алё, Леонтьев, у Илларионова жена — американка!), то ли притвориться, что не расслышала, а независимая пресса уже обвинила советника во многих грехах. То он является «лицом режима», которому лично президент разрешает говорить что угодно, лишь бы за границей были довольны. То он ни на что не влияет и поэтому говорит, что хочет. И уж, конечно, говорят все, он должен был сначала подать в отставку, а потом уже давать пресс-конференции.
Да ладно, мы должны быть благодарны Андрею Илларионову. Его выступление — как вспышка, которая многое освещает. Прежде всего — кошмарный контраст между картиной мира, которая сложена в головах политического руководства страны, и реальной картиной. Илларионов-то просто назвал вещи своими именами, и, оказывается, его выступление противоречит всему, что говорят президент, премьер-министр, министры, председатель Думы и его заместители и бесконечные телекомментаторы.
И это вовсе не спор о путях развития страны, по которым могут и должны быть разные мнения. Это о том, чтобы называть белое — белым, а чёрное — чёрным.
Второе, что осветила вспышка, — тёмный лес вокруг президента. У него, оказывается, есть и другие экономические советники и помощники — кто-то же советует и помогает ему принимать те решения, которые полностью противоречат советам его номинально единственного советника по экономике. Ну ладно, другие советники. Было бы порядочным лицемерием ожидать от них острых публичных выступлений. А вот остужающая реакция независимой прессы слегка разочаровывает. Все как-то отметили, что советник, не согласный с курсом патрона, должен подавать в отставку.
Минуточку, это в развитых демократиях при несогласии подают в отставку и там, в отставке, избираются в парламент, выступают на телевидении, публикуют книги и т. п. А в диктатурах наоборот — если кто не согласен с политикой патрона, он её должен либо тайно корректировать, либо с ней так же тайно бороться. Но ни в коем случае не подавать в отставку. Россия, конечно, не диктатура — нормальная малоразвитая демократия. И, соответственно, в такой промежуточной ситуации и действовать приходится промежуточно — с курсом не соглашаться, в отставку не подавать.
Это только кажется, что в авторитарном государстве нет оппозиции, она просто уходит вовнутрь, сначала органов власти, а при определённом уровне авторитарности — и вовнутрь каждого человека.
<1>Ну ладно пресса. Главные информационные калибры «Яблока» и СПС промолчали, опасаясь, видно, что узкий тентик российского либерализма не вместит ещё одного желающего. Владимир Рыжков, кстати, тоже не вмещается и поэтому давно служит объектом травли как с одной стороны, так и с другой. Вспоминается прямо-таки «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург: в соседней-то камере сидят настоящие троцкисты, вот не будем с ними перестукиваться…
А теперь коротко о главном. Илларионова нужно слушать не потому, что он советник по экономике, или потому, что он смелый и независимый человек. А потому, что он говорит правильные вещи. В 1998 году официальные лица на всех каналах утверждали, что стабильности рубля ничто не угрожает, и только он один во всеуслышание говорил, что рубль переоценён. И население, и бизнес, и те из политиков, чьё благосостояние было связано с рынком, поверили Илларионову, а не официальным лицам. Потому что рубль был переоценён. И потому что экономика, хотя она, конечно, не физика, тоже подчиняется некоторым законам, и если их полностью игнорировать, можно сильно удариться. И если вот пример других стран показывает, что без защищенных прав частной собственности экономика в долгосрочной перспективе не растёт, так сколько не говори про удвоение ВВП за десять лет, его не будет. Так что если кому интересно, что происходит на самом деле, слушайте Илларионова.
P.S. Замеченная опечатка: вместо «Алё, Леонтьев» следует, конечно, читать «Ату, Леонтьев!».
Автор — профессор Российской экономической школы/ЦЭФИР.