Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

За кулисами непобедоносной войны

За обвинениями в адрес Ахмада Чалаби стоит конфликт внутри американской администрации. Неоконсерваторы проигрывают войну.

Выписка ордеров на арест Ахмада Чалаби и его племянника Салема, до последнего времени считавшегося одним из главных претендентов на пост председателя трибунала по делу Саддама Хусейна, внесла некоторое разнообразие в общую картину новостей из Ирака, где фраза «Мощный взрыв прогремел в центре Багдада» уже стала элементом некой обязательной дневной программы.

Впрочем, это тот вид разнообразия, от которого становится особенно тоскливо. Ибо он лишь добавляет в картину безысходности новые краски.

На первый взгляд вся история с Ахмадом Чалаби выглядит абсурдом. В начале американской операции против Саддама Хусейна о нем говорили как о главной опоре в будущем постсаддамовском Ираке. Возглавляемая им организация «Иракский национальный конгресс» (ИНК) рассматривалась как основа для формирования «демократической» иракской власти, а самих членов ИНК планировалось даже вооружить и предоставить им право возглавить штурм Багдада впереди американских войск. Однако в итоге Чалаби не было предоставлено ни одного заметного поста во временном управляющем совете Ирака, а через год после окончания войны американская администрация обвинила его в шпионаже в пользу Ирана. Несмотря на обвинения в пособничестве главному врагу Америки, Чалаби не был арестован. Американские войска лишь обыскали его дом. Чалаби заявил, что американским оккупантам давно пора убираться из его родной страны, гневно отверг обвинения в шпионаже и немедленно уехал в Иран. При этом племянник Ахмада Чалаби Салем, несмотря на выдвинутые против дяди обвинения, продолжал оставаться главой трибунала по военным преступлениям. Наблюдатели подчеркивали его британское юридическое образование. И вот теперь Салем Чалаби обвинен в убийстве одного из чиновников иракского минфина, причем не где-нибудь, а в своем кабинете.

Чтобы судьба того, кого представители мировых СМИ еще недавно называли «главным ставленником Белого дома», совершила столь головокружительный и малообъяснимый кульбит, должны быть действительно весомые причины.

Ведь тех, кого даже слегка подозревают в пособничестве Тегерану, в «ставленники Белого дома» изберут едва ли. В настоящее время, впрочем, ордер на арест Ахмада Чалаби выписан по обвинению в финансовых махинациях. Однако финансовые скандалы тянутся за ним уже с 1980-х годов. Среди них — банкротство иорданского банка Petra Bank, по которому Чалаби в 1992 году заочно приговорен в Аммане к 22 годам тюрьмы. Но до поры до времени это не сказывалось на его положении и карьере. И, вероятно, если бы Америке был нужен Салем Чалаби, на такие «туземные конфликты», как убийство местного чиновника, тоже можно было бы закрыть глаза.

В такой ситуации абстрактный термин «ставленник Белого дома», очевидно, нуждается в определенных разъяснениях и комментариях. Ахмад Чалаби действительно был ставленником, однако далеко не всего «Белого дома», но лишь одной из группировок в нынешней американской администрации, а именно неоконсерваторов.

Неоконсерваторами принято называть особое течение в Республиканской партии США. Состоит оно из выходцев из Демократической партии, переметнувшихся к республиканцам на рубеже 1960-1970-х годов, когда под влиянием Вьетнама демократы, по их мнению, заняли излишне непатриотическую и пацифистскую позицию. Во-многом поэтому неоконсерваторы представляют особую силу внутри партии, они связаны между собой, у них особые убеждения и взгляды на политику США. Как перебежчикам из другого стана, им необходимо было постоянно подтверждать верность республиканским идеалам. Поскольку же их изначально считали инородным телом внутри партии, своих позиций в партийной иерархии им было гораздо легче добиться, объединившись и не теряя идентичности. Во многом это и повлияло на то, что неоконсерваторы всегда выступали откровенными «ястребами» и сторонниками жесткой экспансионистской политики США в мире.

Звездный час неоконсерваторов настал с приходом в Белый дом Джорджа Буша-младшего.

Их представители заняли видные места в администрации (в частности, Ричард Чейни — вице-президент США, министр обороны Дональд Раммсфельд и его заместитель Пол Вулфовиц). Советниками Буша особенно в начале его президентства также выступали видные деятели неоконсервативного течения, одному из них, Дэвиду Фраму, в частности, принадлежит знаменитый термин «ось зла». 11 сентября 2001 года, когда американская внешняя политика по определению должна была стать жестче, причем гораздо жестче, казалось бы, предоставил им необыкновенный шанс для усиления собственных позиций. Однако здесь интересы и позиции неоконсерваторов столкнулись с другими интересами и позициями, что привело ко многим печальным последствиям, свидетелями которых мы являемся ныне.

Неоконсерваторы стали инициаторами вторжения США в Ирак. Это был их стиль, их представление о том, как Америка должна решать свои проблемы в мире. А удачный исход иракского проекта по определению должен был поднять их позиции до небывалых высот. Но пыл неоконсерватов разделяли не все, прежде всего выступали против те институты администрации, где влияние неоконсерваторов было минимальным или же те, кто мог трезво оценить возможные последствия авантюры. К таковым, в частности, относился государственный департамент США и во многом ЦРУ, которое, хоть и поставляло исправно все «сведения» об иракском ОМУ, давало параллельно и иные оценки ситуации. Война в Ираке открывала перспективы и для того, чтобы разобраться с этими строптивыми институтами. Поле конфликта становилось совершенно очевидным.

Впрочем, для начала необходимо было усилить собственные позиции, в том числе предложив своего надежного человека в качестве лидера будущего Ирака. Таковым человеком и стал для неоконсерваторов Ахмад Чалаби. Его кандидатура всячески продвигалась ими как единственная надежда и опора Америки в Ираке.

Однако кандидатуру Чалаби готовы были поддержать далеко не все. В своей книге «Покончить со злом», вышедшей еще до скандала, идеологи неоконсерваторов Ричард Перл и Дэвид Фрам обвиняют в отказе от кандидатуры Чалаби «перестраховщиков» и «бюрократов» из ЦРУ.

По всей видимости, разведывательное управление сумело показать всю сомнительность данной ставки, после чего Чалаби и был жестко сдвинут с ведущих позиций.

Впрочем, это было лишь одно проигранное сражение. В планы неоконсерваторов, согласно той же книге «Покончить со злом», входило вплотную заняться после Ирака Сирией и Северной Кореей, а также провести административную реформу внутри самих США. Для эффективной борьбы с террором, в частности, планировалось резко сократить функции ЦРУ, передав их военной разведке, а также коренная перестройка госдепа, где ведущие позиции должны были занять политические назначенцы, призванные проводить волю президента. Все это должно было установить господство неоконсерваторов над важнейшими направлениями американской политики и задать ей именно тот тон, который отвечал их интересам.

Ставки были крупны, а полем игры стал Ирак. И эту игру неоконсерваторы проиграли.

~ Это стало ясно после того, как Пол Вулфовиц был отстранен от принятия решений по восстновлению Ирака еще в 2003 году. Ирак был передан другим силам внутри американской администрации. Соответственно, потеряли свое значение и Ахмад Чалаби, и весь его клан. Неизвестно, насколько справедливы обвинения в шпионаже, но из реальной иракской политики он устранен. Возможно, нынешние обвинения Ахмада и Салема Чалаби, сделанные от имени иракских властей, — результат местных межклановых разборок, но очевидно, что американцы не собираются препятствовать их свободному течению.

Объективно Ирак, как любая «маленькая непобедоносная война», уже давно превратился в поле для борьбы различных политических и идеологических группировок в правящей элите Америки.

При этом каждая из них имеет свое представление о том, что такое «успех в Ираке». Возможно, они и не занимаются прямым вставлением палок в колеса друг другу, но и согласие определенно отсутствует. И это делает перспективы хоть какого-то разрешения иракского кризиса еще более туманными.

Новости и материалы
В Центробанке раскрыли долю безналичных платежей в России
Историка Тамару Эйдельман оштрафовали
Украинская журналистка ответила на критику экс-посла США в адрес России
Испанская газета назвала Илона Маска «Юлием Цезарем XXI века»
Названы продукты, которые опасно хранить в холодильнике
Боярский объяснил, почему отказался возглавить театр: «Не вожак стаи»
49-летнего Педро Паскаля засняли полуобнаженным на публике
В Петербурге арестовали участника украинского военизированного объединения
Бывшего российского следователя осудили на шесть лет за насилие над подростком
Китай предупредил, что танки Abrams на Тайване станут «движущейся мишенью»
В Казани открылся второй участок Вознесенского тракта
Опоздавший на три часа в клинику москвич ворвался туда с криками и заснул
В Казахстане примут меры для усиления авиационной безопасности
«Уральские авиалинии» подтвердили гибель своего бортпроводника под Актау
В Подмосковье три человека попали в больницу после массовой драки
Трамп посоветовал Гретцки баллотироваться на пост премьер-министра Канады
Суд наказал стрелков, напавших на свадебный автобус под Москвой
Российские военные взяли под контроль еще один населенный пункт в ДНР
Все новости