Кампания по отбору лицензий у целого ряда вузов в самый разгар вступительных экзаменов, не отвечая на вопрос о реальном качестве образования вообще, дает тем не менее ответ на некоторые частные вопросы. Например: зачем убрали Владимира Филиппова.
Действительно, почему самый послушный из всех министров образования оказался не ко двору в новом правительстве? С РПЦ братался, НВП вводил, историю переписывал набело под диктовку сверху — чудо, а не министр.
Но обратимся к недавним событиям. «Забирая студентов в армию, мы создадим проблему для российской науки, но не погубим ее,» — высказался министр образования и науки Андрей Фурсенко. Владимир Филиппов, пока под ним не зашаталось министерское кресло, студентов армейцам не отдавал. Наоборот, при нем был принят закон о дополнительных отсрочках, чтобы школьники старше 18 успели поступить в вуз и не загреметь в армию.
Владимир Филиппов — бывший ректор. Ректорский корпус и ГОМУ Генштаба — конкурирующие фирмы. Больше студентов — больше денег вузам. Больше солдат — больше денег, тушенки и портянок армии.
Филиппов был из образовательной среды, из наиболее влиятельной ее части — ректоров. Фурсенко — варяг, идеальная кандидатура на роль кризисного управляющего. А в чем кризис?
Сперва может показаться, что в образовании он везде. У президента другое мнение. В майском послании ФС он указал: »...По сравнению с советским периодом почти утроился прием в вузы. Число поступающих в них практически сравнялось с числом выпускников школ. Ну кому это надо? И при таком количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране». Особо примечательно противопоставление «дипломированных специалистов» «квалифицированным кадрам». Поверхностный сюжет, собственно, в нем.
С 2000-го года правительство ищет способ сократить число вузов. Сперва ЦСР Германа Грефа предложил изящный, как тогда казалось, вариант: связку ЕГЭ--ГИФО. Школьники сдают Единый экзамен, сообразно набранным баллам получают именные финансовые обязательства, приносят их в вуз… Популярные вузы благоденствуют, непопулярные — закрываются сами.
Однако эксперимент по ГИФО провалился — ректоры вузов, в нем участвовавших, набрали вне конкурса льготников, которым присуждается высокооплачиваемая категория ГИФО. Эксперимент по ЕГЭ никак не заканчивался (и не закончился до сих пор) — всем его участникам выгодно отсутствие нормативной базы, прямое финансирование и другие прелести эксперимента. Вузы как стояли, так и стоят.
Теперь началось второе наступление правительства. Изящный маневр сменила танковая атака в лоб. Проверки учебных программ, освещенности и кубатуры аудиторий, количества огнетушителей и т.д.
При Филиппове проверки тоже были. За полтора года он успел широко разрекламировать «полицию качества» и даже, кажется, лишить аттестации один вуз, торжественно занесенный в черный список на личном сайте министра. При Фурсенко список разом увеличился до 13. «Это только начало, — пообещал министр. — Осенью проверки ужесточатся».
Владимир Филиппов не смог продавить ЕГЭ, в первую очередь, потому, что вел с ректорами бесконечные переговоры. А они, как всякие сепаратисты, видят в переговорах признак слабости. Андрей Фурсенко удалил из Министерства многих ректорских лоббистов и начал проверки без предупреждения. О лишении аттестации многие ректоры узнавали от журналистов. «Черную метку» получила даже знаменитая «Плешка», РЭА имени Плеханова — пострадал ее уральский филиал.
Итак, попытка запустить механизм естественного отбора — ЕГЭ+ГИФО — в вузовской среде не удалась. Взамен предлагается риторика о качественном образовании, которого вузы не дают, увлекшись зарабатыванием денег. И проверки.
То, что забота о качестве высшего образования лишь ширма, понятно сразу. Сетования о том, что вузы — частные и государственные — плохо учат, звучат фальшиво. В особенности из уст тех, кто уже десяток лет не платит преподавателям высшей школы достойную зарплату, не выделяет денег на хозяйственные нужды учебных заведений. К тому же появления в стране квалифицированных кадров не добьешься проверками и сокращениями — для этого нужно что-то создавать, а не разрушать и запрещать. Трогательные истории о том, что-де надо навести порядок с выдачей дипломов, вызовут смех у любого кадровика. У работодателей давно существует внутренний рейтинг документов об образовании, и ни один кадровик не оценит наравне диплом МГУ и диплом провинциального университета, назови его хоть Транснациональным, хоть Мегагалактическим.
Болонский процесс? Признание эквивалентности документов об образовании с европейскими странами? Во-первых, Болонская декларация — именно декларация, и никаких юридических обязательств она не несет. Во-вторых, в интересах государства оттягивать момент ее реализации как можно дольше. Потому что когда наши дипломы признают на Западе, в стране не останется ни одного квалифицированного кадра. Только дипломированные специалисты.
~ Серия проверок — это заявка на покорение ректорской вотчины. Не случайно параллельно с ними в Думу попал и был принят в первом чтении пакет поправок к Закону «Об образовании». У вузов хотели отобрать право самостоятельно распоряжаться внебюджеткой, лишить их налоговых льгот, валютных счетов и т д. Сегодня председатель думского комитета по образованию и науке Николай Булаев говорит, что вузы, скорее всего, останутся при своем — при счетах и внебюджетных средствах.
Произошел размен.
«Взамен бесплатного образования государство может потребовать от студентов выполнения каких-либо обязательств, — говорит министр Фурсенко, вторя президентскому посланию. — Скажем, отработать по специальности какое-то время». Понятно, что в таком раскладе многие предпочтут за образование платить, но не торчать после вуза в бесперспективном заведении на безрадостной зарплате. Что нужно сделать? — Правильно, уменьшить число коммерческих вузов и платных отделений государственных, чтобы лишить студентов лазеек от труда на благо Родины. Заодно и расходы на обучение сократятся. Когда на кону серьезные деньги, влияние на решение, кому жить а кому нет, право слово, нельзя отвлекаться на какое-то там качественное образование.