Представьте себе: вчера Тони Блэр встретился с представителями крупнейших британских корпораций. Во вступительной речи Тони Блэр, в частности, сказал: «Я с каждым немного знаком... Деньги у вас есть, и надо их использовать по уму... Внедрять новейшие технологии, инфраструктуру подтянуть... И вообще: вы, как крупный бизнес, готовы встраиваться в решение вопросов эффективного использования ресурсов, поиск оптимальных путей развития экономики? И каждый должен спроецировать на себя задачи по ускорению экономического роста!»
Газеты бы на следующий день, естественно, обсуждали исключительно расстройство ума молодого, в сущности, премьера, а никак не тему «взаимодействия бизнеса и государства».
Чем отличается извлеченный президентом из Брюсселя для руководства новым, более динамичным кабинетом премьер Фрадков от нерадивого премьера Блэра? Ну, примерно тем, что Блэр знает: есть Государство Великобританское, оно решает проблемы взаимоотношений с бизнесом через законодательство (налоговое, регулятивное) и суд. Есть его, Блэра, кабинет, имеющее некие свои представления об «оптимальных путях развития экономики», которые необходимо более или менее реализовать. И есть бизнес со своими интересами. С коими интересами эти представления необходимо как-то согласовать, чтобы превратить их через законодательство в элемент работающего в нужном русле механизма.
Модель государственного управления, которую представлял премьер Фрадков (произнесший вчера на встрече с РСПП все приведенные выше сентенции вместо отсутствовавшего Блэра), более вызывает образ эдакой хлопотливой наседки, которой до всего есть дело и которая все должна сама проконтролировать: и как там у этого с инфраструктурой, и внедряет ли тот новейшие технологии, и все ли встраиваются, и встраиваются ли так, как нужно, то есть чтоб совместно бы искать пути? и по уму ли деньги тратят, не на ерунду ли? и проецируют ли, наконец, задачи на ресурсы и обратно? И вот, при этой видимой дисперсии сознания, она еще, эта наседка, к ужасу всех окружающих, перебегая от одного к другому, безостановочно бормочет себе под нос: «Я должна быть эффективна! Я сама в первую очередь должна быть эффективна! — В чем эффективна? — Да во всем. Во всем должна быть эффективна».
Идеологическая модель, обнаруживающая себя во вчерашних репликах премьера Фрадкова, проста, как мысли управдома об истинной должности жильца. Правительство должно следить, чтоб развивалась экономика, так? Экономика — это что? Это, прежде всего, крупнейшие корпорации, производящие основную часть национального продукта. Следовательно, правительство должно следить, чтоб эти корпорации в русле задач и целей содействовали, так сказать, и двигались бы строем. Жилец — он кто? Помощник управдома.
«Повышение эффективности», «удвоение ВВП», «конкурентоспособность», «борьба с бедностью» — все это тезисы президентских посланий разных лет. Превратившееся уже в заклинания, повторяемые на разные лады всей армией лояльности — т. е. от премьера до любого пиджака из фракции «Единство».
Халва, халва, халва, халва, халва....
~ И ведь ни с чем же не поспоришь, все правильно, все необходимо: и удвоение, и эффективность, и борьба. Другое дело, правда, если тебе конкретно предлагают сюда «встраиваться». Тут возникает трудность. Скажем, например, для скромного бойца олигархического фронта, набитого долларами и фаберже, но истинного патриота — по определению — отечественной конкурентоспособности, — что для него конкурентоспособность и удвоение продукта? Это сокращение издержек. Но тут к тебе придут и спросят: а как же бедность? про борьбу забыл? Гребем обратно — вкладываемся в социалку.
Конечно, в странах, где уши употребляются более по назначению, а не как подпорки при ходьбе, для этого существуют конкурирующие экономические программы. Вот, правые пришли: удваиваем ВВП и конкурентоспособность, снижаем издержки и соцпомощь. Вот левые — тут все наоборот. У нас — не то, у нас — особые условия убедительной победы всеобщего «Единства». Единства прекративших всякую борьбу противоположностей. Одна, так можно выразиться, халва на всех.
И зря ведь, в сущности, так олигархи взъерепенились вчера. Премьер им: встраивайтесь, мол, в реальность — мой совет. А они: куда? мол, вы сначала встраивайтесь сами в эту реальность. Зря все это. Ведь просят только научиться повторять, как все: халва, халва, халва, халва... И все будет нормально. Реальность никуда не денется.