Усиливая налоговое давление на нефтянку, государство одновременно определяет новые цели для фискальной атаки. Весьма вероятно, что следующими, кого постигнет тяжелая участь, станут производители подакцизных товаров — спиртных напитков и табачной продукции.
По всем правилам военной науки наступление на отрасли «вредных привычек» начинается с разведки. В течение прошлого года Счетная палата РФ провела несколько крупных проверок государственных водочных заводов. Одновременно правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка начала подготовку документов, принципиально меняющих систему взаимоотношений государства и отрасли. В Министерстве сельского хозяйства, курирующем табачный и алкогольный рынок, рассматривают возможность введения государственной монополии на производство спирта. Кроме того, правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка по предписанию Михаила Касьянова стала заниматься и табачной отраслью. И первым же ее проектом стало предложение лицензировать оптовую и розничную торговлю табачной продукцией. Предложение, похоже, будет принято в скором будущем, несмотря на протесты Минэкономразвития. Сами табачники полагают, что лицензирование будет только плацдармом для последующего наступления государства. Главная же цель чиновников — введение государственной монополии на торговлю сигаретами. К тому же, как недавно заявил министр труда Александр Починок, правительство может повысить акцизы на табачную продукцию. В кулуарах чиновники правительства говорят о том, что антиникотиновая и антиалкогольная война санкционированы президентской администрацией. Точнее, президентом. На этом фоне очень показательно выглядят даже самые экзотические предложения. Так, например, недавно спикер Совета федерации Сергей Миронов на встрече с кардиологами России заявил о необходимости внесения закона, который заставил бы производителей алкоголя и табака отчислять средства на нужды здравоохранения.
Как и в случае с нефтяной отраслью, под начинающееся наступление подводится идеологическая база.
Если в случае с нефтяными олигархами чиновники упирали на несправедливость распределения природной ренты, то в случае с табачниками и водочниками государство делает главным пропагандистским инструментом социальную опасность курения и алкоголизма.
Аргументы в буквальном смысле убийственные: ежегодно от курения в России умирает около 300 тыс. человек. По данным Минздрава, среди российских мужчин в возрасте 35–69 лет почти половина смертей обусловлена употреблением табачных изделий. И, что особенно важно, с каждым годом растет процент курящих женщин и подростков. То есть пугающие цифры будут только увеличиваться. Ежегодная же цена курения для российской экономики, по оценкам Минздрава, составляет $4–6 млрд.
Еще более страшная статистика в случае с алкоголем. Эксперты Всемирной организации здравоохранения считают, что, если потребление чистого алкоголя на душу населения превышает 8 литров в год, это уже опасно для здоровья. В России этот показатель в среднем составляет 13 литров. Более того, за последние 12 лет общая алкогольная смертность в России выросла в полтора раза. Стоит отметить, что алкоголь — это не только медицинская проблема. По оценке эксперта НИИ наркологии Александра Немцова, с алкоголем связано 72,2% убийств и более 42,1% самоубийств. Напомним, что по количеству убийств и самоубийств наша страна сегодня входит в число мировых лидеров.
Рекордные цифры потребления, к сожалению, перестают быть таковыми, как только речь заходит о реальном налоговом эффекте от «порочных» отраслей. Так, табак составляет всего 0,8% доходной части госбюджета. Для сравнения: в бюджете США на поступления от табачной отрасли приходится около 9%. В свою очередь, более половины оборота алкогольного рынка, по оценкам Минсельхоза, до сих пор находится в тени.
Налицо не просто фискальная, а социально-экономическая проблема, решение которой невозможно откладывать бесконечно. Однако, чтобы изменить эту мрачную картину, нужно определиться не только с целью, но и с задачами. Пока не совсем понятно, что для государства важнее — деньги бюджета или здоровье нации.
Решать две проблемы одновременно для правительства будет весьма затруднительно, поскольку в этом случае возникнет внутрисистемный конфликт интересов.
~ В случае с табачной отраслью правительству придется преодолевать оборонительные бастионы, выстроенные крупными международными табачными гигантами, такими, как Philip Morris, JTI, BAT. Для этих компаний Россия является одним из последних растущих глобальных рынков, и отдавать его просто так они вряд ли согласятся. Как заметил один чиновник правительства, «табачники, в принципе, готовы заплатить много денег, но при условии, что государство тихо закроет «антиникотиновую тему». Так что, выполнив фискальные цели, правительство может этим и ограничиться.
Еще сложнее дело обстоит с алкогольной отраслью. Государство является собственником крупнейших водочных предприятий, действующих в интересах крупных чиновно-финансовых групп влияния. «Союзплодоимпорт», московский «Кристалл», тульское объединение «Туласпирт», самарский «Родник» и еще несколько госпредприятий меньшего масштаба определяют сегодня расстановку сил на алкогольном рынке. Многие из них остаются до сих пор непрозрачными. Тот же «Союзплодоимпорт», например, в 2002 году не показал никакой прибыли, а результаты 2003 года просто не разглашает. Акцизно-монопольная война в числе прочего приведет к усилению именно их позиций и ослаблению теневых конкурентов. Некоторые критики правительственных предложений именно в этом усматривают истинные мотивы чиновников. Если же бороться против алкоголя вообще, то придется усмирять аппетиты и многих собственно чиновников, связанных с госпредприятиями. Кстати, государственную монополию на водку мы уже проходили. И в царское время, и в советское. И тогда поступления от водки составляли значительную долю бюджета. А страна спивалась.