Если кто не знает, недавно стукнуло 555 лет крушения Византийской империи. Этой дате был посвящен спецвыпуск программы «Национальный интерес». Как уж там ведущий Дмитрий Киселев с экспертами отсчитывали точку падения — отдельный вопрос. Но это и неважно, как неважна конкретная тема передачи, потому что о чем бы ни говорили у Киселева, разговор неизменно сворачивается к имперскости России и тлетворности Запада. Вот и на сей раз архимандрит Тихон пытался нам в очередной раз напомнить о византийском уроке, а Наталия Нарочницкая — о чем-то своем, девичьем, то есть о необходимости единства национального мировоззрения. Правда, имелись некоторые отступления от канона. Так, отец Тихон отважился на крамолу. У нас конституцией запрещена государственная идеология, заметил он, но элита без нее существовать не может.
В это же время другие представители элиты делали совсем другие заявления. Вольнодумцы из числа околокремлевских мудрецов под руководством Глеба Павловского выразили острое недовольство сегодняшним ТВ. Оно, как неожиданно выяснилось, отстает от политической жизни страны, содержательные дебаты здесь отсутствуют, зрители уходят в интернет, где совсем иной масштаб и уровень информации. Мы не станем распространяться о цинизме «вольнодумцев», чьими стараниями и создавался тот самый псевдоаналитический контент, о содержании которого они теперь беспокоятся. Не будем также педалировать истинную цель этого беспокойства – для президента Дмитрия Медведева еще не найден достойный телеформат. (Есть еще и другая цель, тоже истинная, но не столь явная. Одни и те же люди хотят всегда устанавливать правила игры). Заметим другое, более существенное: пока все, что вдохновляется в сфере идеологии государством (напрямую или устами своих оракулов), чревато грустными последствиями.
В ночь после победы над голландцами народ обошелся и без лужковских массовиков-затейников, и без нахрапистых комсомольцев из «Единой России», и без направляющей роли ТВ. Самые умные каналы давали прямые включения с улиц Москвы. Энергия чистого, беспримесного счастья ощущалась на экране даже в минутных сюжетах. Творчество масс тоже было никем не инспирировано, оттого казалось милым, хотя и безбрежным. В итоговом «Сегодня» с Кириллом Поздняковым было проведено расследование на тему гусомании, назовем это так. Результаты впечатляют. Из потока замысловатых аббревиатур особенно запомнилось новое имя, которое уже дают детям – Спарохид (спаситель России Хиддинк; отличный вариант наименования и других спасителей). Но, на мой вкус, даже эта некоторая лингвистическая неадекватность лучше государственной акции «Роди патриота!»
И уж несомненно лучше того вала патриотизма в особо крупных размерах, которым на ТВ сопровождался финал Евро-2008. Как только услышала по каналу «Россия» заставку о матче-реванше с испанцами «Там, где Россия, там победа», тотчас сказала дочери – наши проиграют. Есть люди, которые способны сами себя сглазить, а есть общественные институты, обладающие таким же сомнительным даром. Мантры на тему грядущих свершений – из этого разряда.
Наиболее наглядно разница между рукотворными и нерукотворными проявлениями чувств особенно была заметна, когда в студию Андрея Малахова сразу по возвращении из Испании привезли нашу сборную. Я хорошо отношусь к Малахову, считаю, что он делает максимум возможного в предложенной стилистике, только на спорт его бросать не надо. Он уже научился не вопить голосом одного из 28 панфиловцев: «Помните, Россия за вами!», — как было перед отправкой спортсменов на Олимпиаду в Турин, но все еще не в силах совладать с излишней суетливостью. Точней всего на фальшь незапланированного шоу отреагировал Аршавин. Ему явно с первой минуты не нравилось все происходящее (спецдевочки при триколорах с неустанными воплями «Россия!», фанерные звезды, спортивные комментаторы, мечущиеся между столиками с «випами»). Взрыв произошел тогда, когда на главного нападающего налетел с микрофоном Малахов. Он представил молодых родителей из Новгорода (они назвали рожденного в миг футбольного триумфа сына в честь него Андреем) со словами: «Часто в честь вас называют детей?» На что Аршавин мрачно ответил: «На всех детей денег не хватит». Подлинность футболистов плохо совместима с ложным пафосом ТВ.
Кстати, гораздо естественней смотрелся тот же Аршавин в «Главном герое с Антоном Хрековым». Здесь Петр Листерман, известный торговец лохматым золотом, то есть девочками, представил свою версию победы над голландцами. Накануне чемпионата он пообещал футболистам за каждый гол подарить по, цитирую, две красивые цыпочки. Аршавин радостно комментирует доброе начинание: «Это самый верный стимул для нашей сборной».
Под занавес спортивной эйфории «Вести недели» в сюжете из Вены первый раз мельком показали Романа Абрамовича, скромно приютившегося в уголочке. Об этом истинном Спарохиде, давшем России Хиддинка, ТВ предпочитает молчать. А иначе пришлось бы писать в заставках: «Там, где Абрамович, там победа». Впрочем, в наших широтах, как поет очередной Спарохид — Дима Билан, «и невозможное возможно»...
Только что пришлось прервать написание статьи. Позвонили со «Свободы», попросили принять участие по телефону в обсуждении проблем ТВ, затронутых Павловским (см. выше). Один из дискуссантов, Кирилл Танаев, генеральный директор «Фонда эффективной политики», нехотя заметил: эти исследования мы проводили по просьбе президентской администрации. Так что некие перемены на ТВ реют в воздухе. Одна из них уже материализована. Телеобраз Чубайса резко поменял окраску — из душителя старушек верховный энергетик превратился в Спарохида. В пространном интервью Сергею Брилеву он предстал обнадеживающим и величественным, как план ГОЭЛРО.