Представьте себе. Протерли вы пыль на мебели в гостиной, пропылесосили, белой скатертью стол накрыли. Насыпали в вазу вкусных сухарей с сахаром и изюмом, в другую — баранок свежих, еще в одну — конфеток «Василек» и «Ласточка» или «Коровка». Сахарницу до краев заполнили сахарным песком или кусочками. Лимон порезали и на тарелочку красиво выложили. Достали праздничный сервиз — поставили на стол. Заварили чайник покрепче, а не слабо, потому что вы у себя дома, а не в гостях, когда послабее заваривают.
Ждете гостей. Конкретно никого, просто будете рады видеть всех, кто найдет время заглянуть (или кто любит конфеты «Коровка»). Вот заходит Слава, здоровается, аккуратно разувается и садится скромно в углу, ждет остальных. Потом приходит Наташа, тоже очень вежливая, скромная. Затем Дима приходит, он вообще с собой принес две пачки сока и собирается вам помочь стулья расставить, потому что Дима тоже принимал гостей и знает, каково это. Все хорошо идет пока.
А потом приходит Илья. Даже в звонок не позвонил. По-барски такой ввалился и, не здороваясь, не разуваясь, прямо в гостиную и по ковру вашему любимому топчется. Но Илья ладно, затем Света пришла — так и она не разулась. Но Илья хотя бы ботинки не замарал, когда по улице шел, а Света только что с дачи — у нее калоши все в свежей грязи, вязкой такой, качественной. И вот на ваш ковер уже больно смотреть. Но этого мало. Света еще чашку разбила и все конфеты «Коровка» съела (а «Коровка», как вы поняли, в вазе самая вкусная).
И вот вы смотрите на все это, а у вас на глазах слезы. Обидно, больно. Как лучше хотели же! Всем были рады. А некоторые люди так себя ведут.
Но это еще что. Вы на первом этаже живете, а он у вас очень низкий. А на дворе лето, жара, и у вас окна раскрыты. Вот в одно окно Михаил заглядывает. Сам он к вам не зайдет, потому что вы ему не очень нравитесь, но посмотреть на ваш замаранный Светой ковер он всегда рад. И вот он смотрит на хаос в вашем доме и радостно приговаривает: «А ты посмотри, как тебе Света натоптала? Знатно как натоптала! Все, ковер выбрасывать можно. Так топтать — это большое умение нужно. Молодец Светка!»
И еще Кирилл Михайлович сверху заглянул. Он вообще не на чай и очень спешит, но у него дело. Он, значит, заходит, снимает с одной из стен картину, которую вы когда-то для красоты повесили, и на стене жирным маркером пишет: «Почитайте все мою новую статью в «Газете.Ru». Ох уж этот Кирилл Михайлович! Скорее всего, он у себя на стене тоже написал, но там ваши друзья не увидят, а на вашей стене — увидят! Зря что ли Кирилл Михайлович статью писал? Он писал ее, чтобы вы ее читали.
Положим, ваш друг Андрей выставил бы Светку, Михаилу бы сказал, куда ему идти, а Илью бы попросил разуться, Илья ведь не со зла, просто не знал. Андрей бы даже велел Кириллу Михайловичу все со стены стереть и, возможно, сказал бы ему никогда больше не приходить. Но не вы. Вы человек мягкий, да вам даже все равно. Просто обидно, что вы с душой, а люди вот такие.
Не знаю, если вы, читая эту историю, не возмущаетесь поведению Ильи, Светы и особенно Михаила с Кириллом Михайловичем, то у вас нет сердца. Ну или просто вы — Кирилл Михайлович и любите писать в чужих домах на стенах, считая это совершенно нормальным. То есть вы совершенно незнакомы с правилами поведения или, как их еще, бывает, называют — правилами этикета.
Если вам эта история кажется дикой или невозможной, то вы немного заблуждаетесь.
Разумеется, с «Коровкой» я преувеличил: ее никто гостям в вазу не положит, но в остальном все вполне реально. Точнее, это реально в виртуальном мире.
То, что социальные сети изменили мир и определенным образом повлияли на социальные отношения, это все очевидно. И потребуется не десять лет и не двадцать умных — а не абы каких — людей, которые смогут объяснить, что именно произошло и как про это надо думать. Однако, кажется, никто не заметил одну существенную проблему (во всяком случае, я про это ничего не знаю и, если все давно заметили и уже исчерпывающе высказались, то прошу прощения) — проблему этикета в социальных сетях. С вашего позволения я даже немного конкретизирую — этикета в фейсбуке.
Возможно, каждый, кто более или менее полноценно пользуется фейсбуком, сталкивался с тем, что его возмущает поведение его друзей. Речь даже не о так называемых «фейсбук-срачах», которые лично я предпочитаю называть горячими социальными дискуссиями или какими-то острыми высказываниями, оскорбляющими ту или иную часть общественности. Дело в довольно прозаичных вещах.
Вот смотрите.
Представьте, что вам что-то очень хочется поведать вашим друзьям в фейсбуке (высказаться о вашем отношении к Олимпиаде в Рио или запостить фотографию, как вы здорово отдыхаете в Турции или Болгарии), и вы написали пост, то есть пригласили всех на чай. Вот ваши вежливые друзья пришли и оценили ваше гостеприимство, аккуратно поставив классические лайки. Вот ваш друг даже написал комментарий, что согласен с вашим мнением, или сообщил, что фотография очень красивая. А вот один пришел какой-то и без всякого лайка (не здороваясь, не разуваясь) сразу в комментарии. И не то чтобы его высказывание было обидным, но вы удивлены: можно было и разуться! А вот еще один пришел, но уже с обидным комментарием и на ковре наследил: не понравилась ему фотография из Турции. И еще один подоспел.
Сам он комментировать не будет, но чужой обидный комментарий оценил высоко — это совсем уже низко — правильно, мол, что фотография плохая, я сам так подумал, но писать этого не стану.
И вы думаете: ну как так-то? Ну что же это за человек такой? Совсем, что ли, правил этикета не знает? Кстати, может быть, и не знает. Но и как ему узнать? Он привык в окошко заглядывать и радоваться, что у вас натоптали, для него это нормально. А Кирилл Михайлович, кстати, ваш пост не читал, но на стене ссылку на свою статью разместил: ведь вашим друзьям будет интересно узнать, что думает Кирилл Михайлович! А вы что? Андрей бы потер и заблокировал. Но вы же вежливый, оставите ссылку, хотя знаете, что ваши друзья хотят фотографий из Болгарии, а не Кирилла Михайловича читать.
Или вот ситуация. Когда только ввели дифференцированные лайки, вся общественность в фейсбуке говорила, что наступил конец света и все теперь уже не то. Пока, правда, как-то живем. Но я не про то совсем. Есть теперь среди лайков такой смеющийся, его еще «хохотач» называют. И некоторых моих друзей в фейсбуке он невероятно раздражает. Один мой друг заблокировал даже своего товарища по фейсбуку за то, что тот ему «хохотачи» ставил. Еще один друг даже объявление написал, чтобы ему не ставили лайк «хохотач», потому что это его унижает и оскорбляет. Кстати, то, что «хохотач» не очень, это похоже на правду. Его, как правило, ставят люди без манер.
Ну то есть не ставишь лайк — некрасиво, ставишь — снова некрасиво. В самом деле, проблема.
Если вы мне скажете, что я не прав и следить в гостях — это вполне себе норма, пожалуйста. Я даже соглашусь, если вы мне объясните, почему это так. В конце концов, никто правил этикета для фейсбука пока не написал. Но ведь, например, то, что последнюю сигарету забирать нельзя, все и так знают? Или что бабушке в трамвае надо место уступить, хотя мало кто это делает, тоже вроде бы не надо нигде писать?
Более того, если вы меня спросите, а как правильно себя в фейсбуке вести, я вам скажу, что я не знаю. Описать все случаи неподобающего поведения в этой социальной сети — дело не минутное и уж точно не одной колонки. И даже если бы я сел писать свод правил поведения для фейсбука — не справился бы.
Я всего лишь хотел сказать, что очевидно, что проблема есть. И что тем, кто не задавался вопросом, как следует себя вести в приличном фейсбук-обществе, надо бы задуматься, что уже потихоньку начинают работать незримые правила этикета. И если их не соблюдать, то тем, кого вы можете задеть, скорее всего, ничего не будет, а вы прослывете невеждами среди приличных людей. Но это если вам не наплевать на мнение людей, знающих о правилах приличия. Ну а если вам наплевать, зачем вы тогда с приличными людьми дружите?
Расфренживайте к черту и следите у себя в гостиной, сколько хотите.