«Аватар» Джеймса Кэмерона стал не только самым кассовым в истории кино и самым технологически навороченным фильмом (оба эти рекорда, несомненно, будут побиты), но и документом эпохи. Он дает любопытную картину состояния человечества в начале второго десятилетия ХХI века просто по факту реакций людей на вызвавшее столь массовый интерес по всему миру зрелище. Мы по-прежнему остаемся инопланетянами по отношению к себе, друг к другу и к планете, на которой обитаем.
Из всего массива, я бы даже сказал, месива этой реакции я выделил три восприятия «блокбастера века».
В роли кинокритиков зажигательно выступили Ватикан, межрегиональная организация «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области», а также президент нищей Боливии, радикальный социалист и пропагандист жевания коки Эво Моралес.
Ватикан, активно комментирующий многие произведения массовой культуры и особенно кинофильмы, высказался в том духе, что Кэмерон принес в жертву технологическим эффектам смысл картины. Смысловые неувязки там действительно обнаружить можно. Например, нам рассказывают, что всю войну с племенем аватаров планеты Пандора земляне (чего уж греха таить, не просто земляне, а янки) затевают из-за некоего стоящего баснословные деньги камня, который встречается только на этой планете. Но, чем так важен землянам этот камень нам не объясняют. Понятно, что с точки зрения высшей морали никакое суперполезное ископаемое не стоит того, чтобы сгонять людей, пусть даже это голые великаны синего цвета с хвостами, с их земель. Однако
человечество воюет за ресурсы и выживание всю свою историю, а если на нас вдруг обрушивается голод или землетрясения, мародерами и дикарями становятся в одночасье даже самые законопослушные в обычной жизни граждане.
Поэтому все-таки стоило бы объяснить публике, зачем землянам этот чудо-камень с планеты Пандора: то ли он топливо круче нефти, то ли какой-нибудь эликсир вечной жизни. Опять же, с рациональной точки зрения главный герой — прикованный к инвалидной коляске морской пехотинец — становится аватаром только во сне в специальной капсуле. Капсулу можно в любую секунду отключить, и он просто перестанет двигаться в аватарской параллельной реальности, при этом понять, в какой степени этот морпех — «Шариков», а в какой — «пес Шарик», которому пересадили гипофиз человека, из фильма невозможно.
Но корректнее утверждать о размытости главной идеи «Аватара», о возможности множества трактовок (но это скорее достоинство любого произведения, чем недостаток), а не об отсутствии в этом фильме смысла. Просто Ватикану, как и любой другой высокой церковной инстанции, трудно смириться с тем, что земной человек, созданный по образу и подобию сами знаете кого, и синие хвостатые великаны — в сущности, одни и те же существа.
Видимо, признать, что формат 3D, как и трехмерных хвостатых инопланетян с африканскими глазами, тоже создал Бог, Ватикан пока не готов.
Представители межрегиональной организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области», насчитывающей около 500 человек и прославившейся крайне забавными оценками произведений культуры (особенно их возбудили раскрашенные каналом «Россия» «Семнадцать мгновений весны»), потребовали ареста режиссера Джеймса Кэмерона, считая, что он использовал в своем фильме «Аватар» идеи советских фантастов. «Фильм Кэмерона «Аватар» мы считаем... элементарным воровством, расхищением интеллектуальной социалистической собственности — содержания книг и фильмов советских фантастов. В любой стране подобные деяния подпадают под уголовную статью. Мы требуем от СКП РФ инициировать выдачу международного ордера на арест Кэмерона, который заимствовал всех героев, идеи, вообще всю жизнь на Пандоре и «подарил» ее безумному киборгу-десантнику. Не только в первом же российском аэропорту, но и в любой стране мира, входящей в Интерпол, Кэмерон должен быть схвачен», — говорится в официальном заявлении организации, размещенном на ее сайте. Среди фантастов, чье творчество, по мнению пассионарных коммунистов, украл Кэмерон, братья Стругацкие, Иван Ефремов, Кир Булычев, а также режиссер фильма «Гостья из будущего» Павел Арсенов. Представителей организации возмутило не только воровство названия целой планеты из советских книг, но и вредное влияние фильма на детей. «Подростки, увидев синие морды созданий воспаленного мозга Кэмерона, пугаются... Искусство должно нести красоту, а не синюю жуть и кадры препарирования людей на операционных столах натофашистов... Место Кэмерона на нарах в тюрьме, а не на церемонии «Оскар», — зажигательно оценила кино секретарь кировского областного комитета организации Любовь Калашницина.
Меня порадовало, что представители этой организации вообще посмотрели «Аватар». А их реакция на самом деле очень присуща человеку: когда мы видим нечто удивительное, нам психологически легче сопоставить увиденное с тем, что уже видели и знаем. К слову, на мой взгляд, один из ключевых сюжетных стержней «Аватара» — история чужака, который «внедряется» в незнакомое племя и в итоге начинает из моральных побуждений защищать его от своих, — скорее, заимствован у «Апокалипсиса сегодня» Френсиса Форда Копполы. Просто там племенем аватаров оказываются вьетнамцы, с которыми воевали США, и эта история, увы, была совершенно реальной, а не придуманной. А уж вертолетной атаке землян деревни аватаров с использованием химического оружия для полного сходства со знаменитой сценой вертолетной атаки из «Апокалипсиса» не хватает только «Полета валькирий» Вагнера. Притом что в «Аватаре» сама эта операция называется «Валькирией». По части «синих морд», я думаю, в той же Кировской области лица местных алкоголиков куда как страшнее. Не говоря уже о том, что
мы, земляне, в «Аватаре» показаны куда более жуткими чудовищами, чем придуманные инопланетяне, и это как раз не имеет никакого отношения к научной фантастике — скорее к бытовому реализму.
Президент Боливии Эво Моралес в отличие от своих политических единомышленников — российских коммунистов, счел «Аватар» образцом борьбы с капитализмом. У Моралеса вообще девственное зрительское сознание — это была всего лишь третья картина, которую он видел на большом экране. До этого весь киномир товарища Моралеса исчерпывался фильмом «Король Пеле» про «инопланетно» великого бразильского футболиста и картиной местного режиссера про самого боливийского президента. Кэмерон, похоже, «перепахал» душу боливийского лидера: «В фильме много вымысла, но в то же самое время это прекрасный образец противостояния капитализму и борьбы за защиту природы», — цитируют слова Моралеса латиноамериканские СМИ.
«Аватар» на санскрите — «воплощение».
Нам всего только и надо увидеть, насколько синие хвостатые чудовища (носители добра, любви к своей земле и природе в фильме Кэмерона) и мы, люди Земли (в картине — добрые или злые представители умирающего мира), похожи. Насколько мы и они — воплощения друг друга.
Это наша дикость, наши внутренние демоны, просто утрированные трехмерными прибамбасами. За нами тянется хвост страхов, злобы, бессилия, и этот хвост виляет человеком — вот в чем проблема. Мы не выше природы и не выше других.
Разумеется, все эти идеи «Аватара» — плагиат. Просто разными способами мы пытаемся понять себя. Иногда для этого надо перевоплотиться из морского пехотинца в инвалидной коляске в синее чудовище с длинным хвостом. И понять, что только в таком обличии и получается стать человеком.