Блок, извиняюсь за выражение, бастер «Ночной дозор» — символ эпохи развитого путинизма. Светлые и темные воины, добрые и злые орки решают вопросы на улицах Москвы. Ну точно как в жизни. Продюсер актуального политического фэнтези, Константин Эрнст — по совместительству гендиректор главного российского телевизионного государственного канала, производящего фэнтези в каждом выпуске новостей каждый божий день.
Отечественное политоложество — не то с испугу, не то по искреннему непониманию — назвало то, что Путин и его орки делают со страной, модернизацией. Модернизация, если я, конечно, не путаю смысла слов, — это обновление. Обновление налицо. У советского гимна обновили слова. Обновили премьер-министра. Теперь это такой модернизированный Черномырдин, такой симулякр — тоже не в состоянии закончить ни одной начатой фразы, только в отличие от оригинала у этого получается как-то скучно. А уж как на орка похож, на доброго, правда. Ужо он нам удвоит ВВП.
Масштабно обновляется телеэфир. Орки Эрнст с Добродеевым (один — профессиональный эстет, другой — профессиональный журналист-информационщик) изжили со своих каналов информацию как класс.
Единственная информация, которую слушают 45 процентов населения страны (среднесуточная доля Первого канала и «России», по данным TNS GALLUP MEDIA), — это реклама. Если хочешь узнать, что происходит в стране, ты не там ищешь выгоду. Правда, Костя? Еще 13 процентов, которые по инерции продолжают смотреть НТВ, теперь тоже могут не тратить своего драгоценного свободного времени. Лучше просто ходить в кино на «Ночной дозор» и на концерты дуэта века Петросян — Степаненко — по картинке то же самое, даже лучше, да еще вживую. Для того чтобы НТВ окончательно стало Не-Теле-Видением, туда откомандировали проверенного орка Кулистикова.
Такое ощущение, что страна действительно управляется какими-то упырями. Знаете, кто точнее всего описал российский банковский кризис? Главарь незаконного вооруженного французского бандформирования начала ХV века Франсуа Вийон. Формула банковского кризиса в России 2004 года, по версии полевого командира Вийона, звучит так: «От жажды умираю над ручьем». У банков, как никогда, много денег, но оркам, кремлинам-гремлинам, очень уж захотелось передать некоторые чужие частные банки своим, государственным. Пососать, как говорится, кровушки из кровеносной системы экономики.
~ Центробанк — это темный воин-вампир из «Ночного дозора». Действует таинственно, замышляет недоброе. Все время ссылается на каких-то других орков, рассылающих по инстанциям «письма несчастья» с перечнем банков, которые вот-вот должны разорить. Даже «Мудис» поверил (что с него взять — название само за себя говорит) — пригрозил снизить рейтинг 18 банкам из орковских списков. Зато Генпрокуратура и МНС — натурально, светлые воины. Действуют открыто, замышляют вернуть народу богатства, «награбленные» олигархом Ходорковским. Правда, между собой наши «светлячки» не договорились: МНС ставит ЮКОС на счетчик и требует немедленно вернуть бабло госказне, а Генпрокуратура все, чем можно было заплатить «долг Родине», давным-давно арестовала. Или, наоборот, договорились?
Ну а главная задача орков на всех уровнях нашей новой гоблинской иерархии — правильное позиционирование. Тот же Константин Эрнст в одном из бесчисленных интервью по поводу «Ночного дозора» так и сказал: «Каренина» не позиционируется как блокбастер». Они ведь не только про упырей кино снимают — наши ответы тарантинам. Они и классику позиционируют. Сняли «Дозор» — потом для восстановления кислотно-щелочного баланса изобразят «Каренину». За «Дозор» ругается «Аэрофлот», за «Каренину» будет возмущаться ОАО «Российские железные дороги». Мол, не давим мы потенциальных пассажиров на рельсах, неправда это. Сколотили «Бригаду» (а братки-то во главе с позиционирующим себя как Пушкин и Есенин актером Безруковым по сравнению с нынешними, кто у власти, оказались натуральными лохами) — сбалансировали «Идиотом».
А главное, все они — и старшие колесики пропагандистской машины, и главные винтики правоохранительных органов — позиционируются по отношению к верховной власти. В каких позах позиционируются — про то лучше умолчим, а то грубо получится.
Вот и думаешь — может, это просто кино такое. Блокбастер. Два часа упыри на экране покуражутся — и все кончится. Перестанут делить банки с нефтяными компаниями, пользуясь тем, что засели в крепости, за кремлевской стеной. Просто ничего не будут трогать руками — пусть идет, как идет, если не могут сделать лучше. Кстати, об орках: Добби, похожий на Путина, — это ведь не из нашего блокбастера. Может, это не Добби похож на Путина, а Путин на Добби? Кто же тогда русский Гарри Поттер?