Судя по ее последним заявлениям, Генпрокуратура не сомневается, что ответственность за теракт в аэропорту Домодедово несет сам аэропорт Домодедово.
Напомню, что теракт произошел в т. н. грязной зоне: смертник Магомед Евлоев зашел в здание аэропорта и взорвался в зале прилета. Служба безопасности аэропорта отвечает только за предполетную проверку пассажиров и их багажа: эту проверку Евлоев не проходил и не собирался.
С тех пор как президент Медведев лично дал сигнал к атаке на Домодедово, я стала обращать внимание, в каких аэропортах мира на входе проверяют людей и багаж. Пока я таких аэропортов не нашла.
В аэропорту Бен-Гурион в Израиле на входе нет ни давки, ни рамки. Около входа молча стоят два человека, которые не проверяют никого. Пассажиров проверяют до аэропорта (люди с автоматами остановят машину до шлагбаума и заглянут в нее, чтобы оценить потенциальную опасность пассажиров) и дальше, подробно, перед полетом. Один из бывших руководителей Шабака в разговоре со мной буквально потерял дар речи, услышав о приказе президента Медведева проверять всех на входе.
В Нью-Йорке на входе не проверяли. В Пуэрто-Рико не проверяли. Недавно была в Австралии, где совершенно помешанные на экологии австралийцы держат собаку, чтобы она обнюхивала пассажиров, не провезли ли те на своих подошвах свежую почву, но и там при вылете никого и никак не проверяли, и рамки не было.
В аэропорту Сингапура (сверхжесткого государства, где за провоз наркотиков полагается смертная казнь) вообще история удивительная. Проходишь с любым багажом без всякой проверки до самого посадочного gate, и там сумку проверяют первый раз. Я таскалась по этому аэропорту со здоровенной сумкой (не люблю сдавать багаж), и, если бы я была не я, а террорист со взрывчаткой, этой сумкой (13 кг) можно было бы натворить порядочно дел.
Это понятно. Как заметил мне тот же шабаковец, основным способом борьбы с терактами является агентурная работа. Террориста останавливают не тогда, когда он уже пришел в аэропорт, а тогда, когда он до него не дошел.
Тот же Сингапур, где до самого гейта не проверяют никого, — потенциально очень проблемное место. Это крошечная преуспевающая страна, окруженная мусульманскими соседями и с малайским (мусульманским) меньшинством.
Сингапурские власти предотвратили два теракта, не уступавших по масштабам 11 сентября. В одном случае группа приверженцев «Джемаа Исламия», для прикрытия занимавшаяся импортом удобрений, планировала осуществить в Сингапуре 7 взрывов, потратив на каждый по 2 тонны взрывчатки. В другом случае один из лидеров «Джемаа Исламия» Мас Селамат Кастари планировал угнать самолет и врезаться на нем в аэропорт Чанги.
Оба раза террористов, как вы понимаете, брали не с помощью рамки на входе. Любителей удобрений взяли после того, как на одного из них донес брат-мусульманин, которому показалось странным, что мужчина всегда ходит в мечеть, но молится в одиночку.
Так же действуют и в Израиле. «Такого не бывает, чтобы человек замышлял что-то, а его семья или соседи ни о чем не подозревали, — сказал мне шабаковец. — У тебя среди них просто должны быть агенты, и все».
Магомед Евлоев, который взорвался в Домодедово, перед уходом «в лес» отослал домой жену, которую горячо любил. Как мог этот поступок укрыться от спецслужб? Марьям Шарипова, которая взорвалась в московском метро, была вдовой иорданского боевика доктора Мохаммеда и третьей женой лидера губденского джамаата Магомедали Вагабова. Как могло быть так, что за ней не следили?
Если Генпрокуратура и президент Медведев считают виноватым в теракте аэропорт Домодедово, неужели у них нет вопросов к полному провалу агентурной работы ФСБ? Вы можете себе представить, чтобы вот такие Евлоев или Шарипова ускользнули от внимания израильских или сингапурских властей?
Причина, по которой ни в одном из виденных мной аэропортов на входе нет рамки, очень проста. Рамка металлоискателя не выявляет взрывчатки. Современная аппаратура, позволяющая действительно проверить багаж и включающая в себя томографы и приборы, способные по пробе, снятой с поверхности багажа, произвести спектральный анализ веществ, которые находились с этим багажом в контакте, занимают в аэропортах целые этажи. Для выявления взрывчатки рамка на входе бесполезна, а вот с точки зрения безопасности весьма опасна, потому что где лучше взорваться, как не в давке.
Вы не можете контролировать все. Если не пустить террориста в аэропорт — он взорвется в магазине. Если не пустить его в метро — взорвется в автобусе. Теракт надо предотвращать агентурной работой. Когда я спросила моего шабаковца, что делать, если террорист уже подошел к аэропорту, он развел руками и сказал: «Ничего. Это уже провал».
В России взрывались и дома, и электрички, и рынки, и метро. Ни разу ни мэрам, ни метрополитену, ни рынкам никто ничего не предъявлял. Почему, когда взорвалось в аэропорту, президент Медведев обрушился на аэропорт?
В Домодедово сидит целое подразделение ФСБ, которое занимается антитеррористической безопасностью. Никто из этого подразделения не уволен и не наказан. Неужели у Медведева нет вопросов к ФСБ?
После теракта, сколько я ни летаю через Домодедово, там на входе на рамках стоят менты. Собственно, поэтому там и чудовищная пробка: ментам на людей плевать. Вопрос: если там на входе стоят только менты и никто другой не имеет права стоять, то при чем здесь руководство коммерческого аэропорта?
На днях хозяин Домодедово Дмитрий Каменщик заявил на пресс-конференции о поступавших предложениях выкупа блокирующего пакета акций аэропорта: «По данным, которые у меня есть, Игорь Юсуфов там не один, его партнером выступает другой влиятельный бизнесмен и сенатор от Дагестана — Сулейман Керимов, и все они в общем оправдывают свои действия согласованием с самыми первыми лицами страны, включая президента Дмитрия Медведева». В таком случае давление президента Медведева на аэропорт выглядит просто неприлично.
А к читателям у меня маленькая просьба. Летаем мы все. Пришлите-ка мне в мое сообщество в ЖЖ (ru-latinina.livejournal.com) фотки входов в разные аэропорты мира. Наверное, хоть в каких-то из них будут «рамки». Но мне интересно, на скольких и где.