Представьте себе, что вы крупный государственный чиновник. Вам положена большая темно-синяя машина с мигалкой. Именно что положена. Ваш водитель и вы сами за много лет привыкли двигаться так, как разрешено по статусу столь уважаемым автомобилям. Такова система. Таковы привычки и рефлексы ваших сменяющих друг друга водителей.
Удивительно, но вы, например, при этом можете неожиданно оказаться неплохим парнем. Или даже хорошим человеком. Готовы ли вы в этом случае отвечать за правила, установленные системой? За все эти бесчисленные мигалки? Перекрытия дорог? Экстравагантные причуды ФСО? Если вы не готовы расстаться с системой и уйти на площадь митинговать, то вряд ли считаете себя ответственным за все это хозяйство, даже если оно вам не очень нравится.
Вот, по-моему, это случай Владимира Николаевича Шевченко, которого у нас в последние дни натуральным образом травят. А что как его слова, поясняющие нюансы ситуации, справедливы? А вдруг не прав был новый народный герой Андрей Хартли?
Никто не спорит с тем, что мигалки надо отменять как класс, оставляя их скорой помощи, милиции и т. д. Иногда можно даже пропустить машину с президентом – модернизация не ждет
(только не надо вот этих перекрытий Кутузовского на 40 минут). Иной раз можно смириться с тем, что слишком быстро едет премьер – опаздывает на встречу с другом Уго: что поделаешь – служба… Но это – все.
Однако почему за Путина, ФСО и прочие органы, установившие порядки восточной деспотии, проявляющиеся в том числе в стиле передвижения многочисленных начальников по городу, должен отвечать именно Владимир Шевченко?
Это (на минуточку) человек, создавший службу протокола президента СССР Михаила Горбачева. Человек, который обеспечивал протокол первого президента России и его семьи (в узком, то есть хорошем смысле слова), в том числе и тогда, когда Борис Ельцин ушел на покой. Шевченко не исчадие ада. И правда производит впечатление хорошего человека. Может быть, не надо его травить, а стоит заняться системой?
В конце концов Андрей Хартли, даже если в этой «разборке» он был прав, не Олег Щербинский, которого едва не назначили стрелочником в деле о гибели губернатора Михаила Евдокимова. Разный масштаб событий, хотя и в том, и в другом случае стиль передвижения власть имущих по российским дорогам стал причиной конфликта или катастрофы.
Популизм – двигатель гражданского общества. Массовое сознание просыпается, реагируя не на политические раздражители, а на бытовые.
Но даже и после пробуждения не приходит голову, что есть прямая связь между характером политического режима и стилем вождения шоферов гаража особого назначения.
В конце перестройки все боролись со спецпайками. Правильно, потому что нормальная еда была дефицитом. Сегодняшний дефицит – возможность спокойно проехать по городу. Поэтому начинается борьба с нынешними спецпайками – мигалками. Начинается мигаломания…
В перестройку политиком становился тот, кто шел навстречу пожеланиям трудящихся.
Ельцина полюбили, когда он проехался в троллейбусе. Так что, если Медведев захочет перейти в оппозицию к Путину, ему достаточно будет снять мигалку с крыши автомобиля? Только ему нельзя – ФСО не позволит.
Популистский протест ни в перестройку, ни сейчас, к сожалению, не бывает глубоким. Допустим, начальники лишат мигалок всех высокопоставленных чиновников и оставят их только себе – один тандемосигнал на двоих. Что, после этого широкие народные массы готовы будут им все простить? Не в мигалках же дело. Они всего лишь внешние сигналы неблагополучия, неравенства, равнодушия. А популизм обычно удовлетворяется борьбой с внешними проявлениями, не касаясь сути. Так было и при Горбачеве: боролись с привилегиями номенклатуры, а не с консервативной частью партийного руководства, оставив главного реформатора одного – и без поддержки народа, и без поддержки элиты, которой вся эта перестройка на фиг не сдалась. Как сегодня модернизация.
Сегодняшний протест, при всем его многообразии, имеет своим источником раздражение. Властью, собственными проблемами, атмосферой в стране.
Не нравится транспортный налог – выходим на улицы. Не настораживает тот факт, что отмену транспортного налога поддержала «Единая Россия»? Не является ли это явным признаком того, что транспортный налог с экономической точки зрения на самом деле нужен бюджету государства?
Протест бывает не только уличный: он теперь (хотя бы отчасти) сказывается на результатах региональных выборов. Кто у нас дышит в затылок зомби-партии власти? Кто иной раз даже побеждает? Коммунисты. Мы что, хотим их возвращения на общей протестной волне? Это коммунисты-то снимут со своих темно-синих лимузинов мигалки?
…Представьте себе, что вы победили на выборах под лозунгами отмены грабительского транспортного налога и национализации «АвтоВАЗа». Вам теперь положен темно-синий лимузин. И у вас отныне куча дел государственной важности. Внимание, вопрос: снимаете ли вы мигалку с крыши своего служебного автомобиля? Или оставляете ее там, где она была?
Ну конечно, ведь вам теперь надо спешить…