Московские власти активно закрывают игорные залы. К концу марта было закрыто уже 1 тыс. слот-салонов. За апрель--май глава столичной комиссии по игорному бизнесу Иосиф Орджоникидзе обещал закрыть еще 500.
Соответственно, освободится как минимум 1,5 тыс. небольших (как правило, слот-салоны занимали 100–200 кв. м, больше и не надо) помещений. Конечно, это произойдет не сразу. Большая часть таких заведений пока просто стоит закрытыми. Их владельцы рассчитывают, что все обойдется: власти забудут о своей инициативе и можно будет открываться вновь. Никуда не торопятся и владельцы таких помещений (нередко, впрочем, они же и содержат слот-салон). Дело в том, что новый арендатор для них – почти неизбежная потеря денег.
Существует версия, согласно которой крестовый поход против игорного бизнеса, который в мае прошлого года начала столичная мэрия, имеет экономические причины. Весной 2005 года на аукционах по продаже права аренды малые помещения стали уходить за какие-то фантастические деньги: арендаторы были легко готовы платить от $1 тыс. за 1 кв. м в год в не самых престижных районах столицы. Вскоре стало понятно почему: даже при таких расходах слот-салон «отбивался» за несколько месяцев.
По мере стремительного роста числа игорных заведений в столице увеличивались столь же бодрыми темпами и ставки за аренду небольших помещений.
Власти, конечно, были рады росту доходов от сдачи имущества в аренду. До тех пор пока к городским чиновникам не пришло четкое понимание того, что о многих городских программах теперь придется на неопределенный срок забыть. Как, например, о развитии магазинов пошаговой доступности. Открывать их было экономически невыгодно и довольно рискованно: в любой момент к собственнику помещений мог прийти владелец слот-салона и предложить ему двойную, а то и тройную арендную ставку – понятно, что пришлось бы съезжать (такие случаи имели место).
Острый дефицит таких магазинов в ЦАО является хорошо известной проблемой вот уже несколько лет. Все шло к тому, что эта проблема вскоре станет актуальной и для отдаленных от центра районов. Не говоря уж о том, что развитие таких заведений в спальных районах или в непосредственной близости от школ само по себе является большой проблемой, которую признают и деятели игорного бизнеса, во всяком случае, ответственные его представители.
Наезд на игорный бизнес стал примером того, как можно проявить заботу о нравственности, одновременно выправив дисбаланс в экономике города.
Вся эта история помимо всего прочего стала хорошей иллюстрацией того, что мотивированная власть найдет способ решить проблему. Попытки принять законы, прямо ограничивающие игорный бизнес, неизменно проваливались. Даже несмотря на то что к решению этого вопроса подключилась, казалось, всемогущая администрация президента, а воз и ныне там. Казалось, что атака на игорный бизнес захлебнулась.
Однако кто ищет, тот всегда найдет. Хорошо мотивированные столичные власти нашли способ добиться закрытия слот-салонов. Значительная – возможно, даже большая часть игорных заведений расположена в помещениях, которые находятся в частной собственности. Но земля под ними арендуется у властей столицы, и, как правило, в этом договоре указано целевое назначение расположенного на этой земле объекта; как несложно догадаться, «размещение предприятий игорного бизнеса» в таких договорах не прописано.
В свою очередь нецелевое использование является формальным поводом для расторжения договора аренды земли: оказалось, что если напомнить об этом владельцу помещений, то слот-салон закроется как бы сам собой.
Насколько я понимаю, столичные префектуры за три месяц разослали примерно 1 тыс. таких напоминаний.
По идее по мере сокращения игорных заведений должны были упасть и арендные ставки до приемлемого для «нормального» бизнеса уровня. Судя по всему, так и происходит. Хотя пока массового выброса этих помещений на рынок нет, есть по крайней мере первые примеры того, как на месте слот-салонов появляются другие арендаторы. И платят они действительно меньше на 30–40%.
Если столичные власти проявят в вопросе борьбы с игорным бизнесом твердость, то эти единичные случаи перерастут в тенденцию.
Впрочем, эксперты считают, что даже окончательная победа над игорным бизнесом не решит проблемы магазинов пошаговой доступности.
По их мнению, большую часть освободившихся помещений займут аптеки и фаст-фуд: эти форматы лучше других приспособлены к нередко специфическим площадям (например, помещения на рынке), которые занимали слот-салоны.