Я очень рада за Светлану Бахмину и хочу надеяться, что когда опубликуют эту колонку, она уже будет со своими близкими. С остальными комментариями на эту тему подожду недели две, чтобы не корить себя потом за чрезмерный оптимизм, который, как видите, прорывается уже в первой фразе, или чрезмерный пессимизм, повода к которому, надеюсь, правоохранительная система и разнообразные начальники не дадут.
Поговорим о хорошем. О том, что 66% россиян, как выяснилось из опроса по заказу «Би-би-си», считают, что Россию в мире воспринимают как носительницу добра. Ну, слава Богу, хоть что-то хорошее россияне все же думают про окружающий их мир. То есть россияне, которые подозревают этот мир вокруг нас в постоянных происках, желании нам насолить, нежелании с нами считаться и признать за нами величие, которое просто невозможно же не заметить, — они же считают, что этот мир почему-то нас любит, пусть и без взаимности с нашей стороны, считает добрыми и со страшной силой несущими добро этому самому миру.
Если бы мы любили мир так, как мы считаем, что мир любит нас, нам бы цены не было. Но мы его любим иначе. Например, если в апреле 1990 года, то есть еще при совке, к Америке в целом хорошо относились 73% опрошенных россиян, то в марте 2009 года — 46%, а не любили и очень не любили ее при совке 7%, а сейчас 40%. К Европейскому Союзу мои соотечественники более снисходительны. В 2003 году очень любили 72% и очень не любили 11%, а сейчас очень любят 62%, а очень не любят 20%. А с бывшими братскими — караул. Украину в июле 2003 любили 78% россиян, а в марте 2009 — 41%, а не любили соответственно 17 и 49 процентов, Грузию тогда же, в 2003-м, любили 53%, а сейчас 29%, и не любили 41%, а сейчас 60%.
П...ц, какие мы любвеобильные. Но свято верим, что такие, какие мы сейчас есть, несем в мир добро и мир именно так нас и воспринимает. Буквально душками. Именно так нас воспринимают, когда наблюдают за возобновившимися полетами наших бомбардировщиков к далеким от нас берегам. Мир считает, что мы исключительно из добрых побуждений перекрываем газовый вентиль и заставляем людей мерзнуть. Этот мир вокруг нас уверен, что по трубам от «Газпрома» к окружающему человечеству направляется газ, а не оружие массового поражения. Но мы-то знаем... А мир все равно нас любит и уверен, что мы несем добро. И когда никто не признает оккупацию грузинской территории и двух новых государств, которые мы там признали, мы тоже считаем, что хотим миру только добра. Грузии — нет, но миру — да, и мир это оценит, забыв о Грузии. И когда пытаемся перекроить под себя нами же подписанную Энергетическую хартию — то тоже исключительно потому, что нам так кажется удобнее нести добро миру. И мир только сидит и ждет очередного добра от нас в этой сфере. И когда убиваем на своих улицах нерусских и не российских граждан, то мир вместе с соседями просто тает от любви к нам. И когда устраиваем на весь мир истерики по поводу памятников нашей боевой славы за границей, не тратя ни копейки на разрушающиеся памятники этой самой славы на собственной территории и не сильно тратясь на уцелевших в мирное время ветеранов, — мир просто рыдает от умиления перед бескрайней добротой России. И когда насмерть «достаем своих врагов» в любой точке земного шара, мир нам аплодирует, отмывая кровь и следы полония. Мир же понимает, что мы исключительно из добрых побуждений убиваем, чтобы всякая дрянь не портила пейзаж не наших столиц. И когда девочку разделяем с мужем и вышвыриваем из страны, чтобы не написала вдруг чего не надо, — кто в мире не оценит этого нашего великодушия. Блин, мне книги не хватит, чтобы перечислить все заслуги России, за которые ее граждане наградили ее имиджем «силы добра».
Я, конечно, подозревала, что пропаганда как-то же должна возыметь свое действие. Но что весь мир в результате обработки сознания россиян ящиком превратится в им же самим созданный миф, так далеко моя фантазия не заходила. Но вот доказательство: с 2005 года, то есть с того момента, когда телик окончательно отформатировали под путинскую власть, количество россиян, считающих, что Россия оказывает позитивное влияние на мир, выросло с 69 до 82% . Мне остается предположить, что 82% никогда ничего не читают и не видят, кроме основных федеральных каналов телевизора, которые именно этот образ «силы добра» и создают.
Очень интересно, что год назад иностранные опросы показали, что отношение в мире к России вдруг стало лучше. А ровно год спустя, то есть сейчас, эти позитивные показатели снизились. Знаете, что было в том числе в том позитиве год назад? Смена российского президента, надежда на изменение курса. Знаете, что получили за год? Войну в Грузии, еще раз перекрытый газ, все этапы истории с Бахминой и Алексаняном, новый процесс ЮКОСа. Это апропо к тем рассуждениям о медведевской весне, на которую так хочется надеяться. Ну, вот и взвесьте на двух чашах весов плюсовые и минусовые зачеты за этот год. Я подумала, что вот эта смешная история с амстердамской рекламной акцией в честь дня рождения королевы очень точно показывает реальное отношение внешнего мира к нам. Значит, Хилари Клинтон в бикини и парике, Саркози с Берлускони в двусмысленной близости и рюшечках и Обама с Путиным в майке с надписью «Kiss me, I'am drunk» были задуманы для привлечения туристов в страну на день рождения королевы. Все эти фотоколлажи сделаны смешно и в густо-оранжевых цветах. Вдруг выясняется, что еще до всякого протеста с российской стороны исполнители акции решили убрать Путина. При этом они сослались на разговор с «российской прессой», которая якобы поведала рекламщикам, что Путин не пьет, поэтому как-то это неправильно. Надеюсь, та же «российская пресса» объяснила несведущим голландцам, что национальный цвет из страны действует после оранжевой революции на Путина, как красный на быка.
Нелепо, да? Хиллари тоже не сказать, чтобы прыгала с утра до вечера в рыжем парике и бикини. Да и Сарко с Берлускони в однополой тяге не были замечены, зато очень даже были замечены в тяге стрейт. А Обама, по логике тех, кто убрал с фотоколлажа непьющего Путина, получается поддающим президентом.
Ерунда какая-то. Причина простая — с русскими лучше не связываться. Это и есть отношение, которое преобладает, как мне кажется, по отношению к России в мире, во всяком случае, в демократическом. И в нем нет ни страха, поверьте, ни каких-то иных специальных сильных чувств. Просто отодвинуться от греха подальше, чтобы не вызывать никакой реакции. Потому что большинство реакций, которые демонстрирует Россия во вне, вполне истерические. Сами знаете, как это приятно.
Вот французское посольство уже потребовало отделить Саркози от Берлускони. Никто и пальцем не шевельнул. Пока, во всяком случае. Они по-соседски разберутся. У них примерно одинаковое представление о мире, о празднике, о юморе. А тут заранее, без ноты, без посольства, без дипскандала и даже без комментариев несчастного Лаврова, если верить пиарщикам, взяли и не пустили Путина на пьянку. А он бы, может, и обрадовался возможности оказаться в паре с президентом Обамой, хотя бы на постере. Как бы вернули статус, да и компания, скажу вам, не самая худшая подобралась для праздника королевы. Мог бы порадоваться вместе с королевой, но мог бы и не обрадоваться же... Ну на фиг. Лучше не связываться.
Скажу банальность. Мир относится к России по-разному. Потому что мир по-разному относится к Достоевскому и Медведеву, к Толстому и Путину, к русским выставкам и чудачествам новых русских, к русским в Лувре и к русским, бомбящим Грузию. Нам хочется быть силой добра? Да счастье! Давайте же, наконец, ею станем. Не только в собственных фантазиях, которые, увы, опровергает окружающий нас мир. И не надо мне сейчас же напоминать про плохую Америку. Кем себя считают американцы, пережившие 8 лет Буша со всеми его выкрутасами, как к ним относятся в мире — это проблема американцев. Кстати, они в полной мере на выборах показали, как они сами к себе относятся и как хотели бы, чтобы к ним относился мир.