О судьбе некоторых проектов смело можно судить еще до того, как их начали воплощать в жизнь. Затея с предоставлением платных бюрократических услуг из их числа. Еще только закон начали принимать, а уже в общем примерно понятно, как он будет работать, когда он вступит в силу.
То есть сейчас в государственном учреждении есть одно окошко, в котором надо получить одну необходимую справку. В него многолюдная очередь. Предлагается открыть рядом второе окошко, в котором точно такие же справки будут выдавать на коммерческой основе. Все официально: деньги в кассу. Схема простая: тот, кто хочет сэкономить деньги, обращается в первое, а кто хочет поберечь время – во второе. Всем должно быть проще и лучше.
Придумано логично, но только сработает это совсем не так, как продекларировано. И проблема не в том, что окошко будет работать только за деньги и только для состоятельных господ.
В очередь к «коммерческому» окошку встанут бедные люди. К обычному им не подобраться. Там будут получать справки только очень уважаемые граждане, которым платить не по чину.
В нашей стране богат не тот, у кого есть деньги, а тот, у кого есть «возможности» пользоваться благами и услугами бесплатно или по символической цене.
«Возможности» появляются не только благодаря административному ресурсу, но он – самый простой способ ими разжиться. На госслужбу сегодня, как правило, идут зарабатывать не деньги, а «возможности». Они давно уже стали внутренней административной валютой, которая поважней денежных знаков.
В овощную палатку приходят обычный гражданин, у которого в кошельке 500 рублей, и, скажем так, хорошо знакомый продавцу милиционер, у которого в кармане 20 рублей. Оба наберут овощей на 500 рублей, однако милиционер пойдет домой и с покупками, и с 20 рублями.
Чиновник, который решает вопрос о предоставлении помещения туристической фирме, съездит отдыхать бесплатно или, на крайний случай, по себестоимости путевки. Турагентам, чтобы не прогореть, приходится закладывать свои издержки в цену путевки для обычных людей, у которых таких «возможностей» нет. Им придется платить за себя и за того парня, утешая себя тем, что при решении какого-нибудь другого вопроса пригодятся и их «возможности».
Это очень простые схемы конвертации «возможностей», используемые на самых низовых уровнях системы. На самом деле те, кто ими может пользоваться, уже давно придумали, как сделать так, чтобы комар носу не подточил, а служба собственной безопасности или другие контрольные органы тем более.
Соотношение «возможностей» и обычных денег сегодня примерно такое же, как американских долларов и российских рублей лет так 15 тому назад. То есть хорошо, когда у тебя есть рубли, но доллары иметь намного удобнее. В магазинах и кабаках их как-то лучше берут, да и носить в кармане проще. А кроме того, покупать за доллары получалось дешевле, чем за рубли, то есть сто долларов были дороже, чем их эквивалент в российской национальной валюте. Ну а о том, что значительная часть расчетов между гражданами и организациями исчислялась именно в СКВ (свободно конвертируемая валюта) и говорить не приходится.
Российские власти в свое время потратили немало сил, для того чтобы вернуть национальную валюту на подобающие позиции. Что-то удалось, что-то нет, но расплачиваться теперь удобнее всего рублями.
Минимизировать обращение «возможностей» — задачка потрудней. Но без этого любая организационная попытка облегчить жизнь гражданам приведет к тому, что одним станет еще трудней, а другим, кому и так неплохо, гораздо проще.
В старой комедии Мела Брукса сенат Рима спрашивают, на что потратить деньги — на хижины для бедных или на дворцы для богатых. Сенаторы хором отвечают: «К черту бедных».