На прошлой неделе Муртаза Рахимов, президент Башкирии, принимал дорогого гостя – первого заместителя главы администрации президента Владислава Суркова. Встреча прошла на уровне, собеседники остались крайне довольны друг другом. А ведь еще несколько недель назад была такая всеобщая твердая уверенность, что в гости к Рахимову приедет не первый замглавы администрации президента, а фельдъегерь с письмом крайне неприятного для башкирского лидера содержания. И все потому, что Рахимов дал крайне резкое интервью в центральной прессе. Мурманский губернатор Юрий Евдокимов слетел с работы за гораздо меньшие вольности. А вот для Рахимова все обошлось. Его даже в пример поставили. Хотя, скорей всего, большинству других региональных лидеров с резкими интервью лучше не спешить.
Также на прошлой неделе Юрий Лужков, мэр Москвы, практически добился того, что выборы в столичную думу пройдут в октябре 2009 года. Ранее предполагалось, что думу избирать будут только в марте следующего года. Сдвинув предвыборный календарь, столичный мэр заявил себя главным игроком московской избирательной кампании. Всем остальным останется только реплики подавать. Говорят, что демонтаж столичной системы власти предполагалось начать с выборов в гордуму, которые должны были пройти не совсем по лужковскому сценарию. Так вот этого демонтажа не будет. По крайней мере, в ближайшее время.
Минтимеру Шаймиеву, президенту Татарии, и не надо было предпринимать никаких резких шагов. У него и так никаких проблем не было. Иногда создается ощущение, что федеративная политика строится с учетом того, как бы Москве не задеть каким-то образом интересов Шаймиева и его республики. Потому что чуть только покажется, что федеральный центр ведет себя как-то не так, он тут же заявляет о том, что больше не хочет работать президентом. А искать ему замену Кремль никогда не готов.
Рахимов, Лужков и Шаймиев играют с федеральным центром по своим правилам, согласно которым лояльность обменивается на невмешательство в дела региона. Если вдруг у Кремля возникает желание влезть в регион, то тут же следует гневная отповедь, посвященная плачевному состоянию дел по стране в целом. То есть у федерального центра есть альтернатива: либо не трогать эти регионы вообще, либо открывать дискуссию о крупном бизнесе и приватизации (докладчик Лужков Ю. М.), о федеративных отношениях (докладчик Рахимов М. Г.) или о национальной компоненте образования (докладчик Шаймиев М. Ш.). А поскольку общенациональные дискуссии никому особо не нужны, Кремлю проще отстать.
Кроме того, региональные руководители всячески оберегают миф о собственной незаменимости. Происхождение этого мифа теряется в глубине 1990-х годов, однако окреп он именно в «нулевые». Известно, что увольнение Шаймиева и Рахимова приведет к дестабилизации межнациональных отношений, а увольнение Лужкова – к коллапсу в столичном регионе. Так это или не так – вопрос открытый. Важно, что в этом уверен федеральный центр.
По большому счету, эти региональные руководители чувствуют себя не менее свободно, чем 10 лет назад, во времена расцвета региональной фронды и движения «Отечество — Вся Россия». Конечно же, рано или поздно кадровый вопрос будет решен. Хотя бы потому, что Рахимов, Лужков и Шаймиев немолоды и в ближайшие годы будут вынуждены оставить рабочие места. Однако, во-первых, нет никакой уверенности в том, что они не оставят их хорошо знакомым себе людям, а во-вторых, даже если люди уйдут, стиль все равно останется. И у него найдутся продолжатели — Рамзан Кадыров или Сергей Дарькин.