Дочерняя компания шведского производителя IKEA ООО «ИКЕА мос» оказалась крупнейшим владельцем торговой недвижимости в России в 2012 году, пишет газета «Ведомости».
По подсчетам отраслевого издательского дома Retailer, рэнкинг «Топ-50 крупнейших владельцев торговой недвижимости в 2012 году» возглавило владеющее 14 торговыми центрами «Мега» ООО «ИКЕА мос», у которого 2,18 млн кв. м торговых площадей. За ним следует девелоперская группа «Ташир» с 1,4 млн кв. м торговых центров, третий — краснодарский ритейлер «Магнит», у которого, по оценкам ИД Retailer, в собственности будет 1,03 млн кв. м торговой недвижимости на конец года.
Несмотря на то что девелопер «Ташир» построил семь торговых центров, а ритейлер «Магнит» открыл больше 1000 магазинов, эти компании не смогли потеснить ИКЕА. Не сыграло роли и то, что шведская группа не открывала новых торговых центров в уходящем году и не заявляла о строящихся.
Компания в среднесрочной перспективе решила сосредоточиться на реконструкции существующих ТЦ «Мега» и строительстве отдельно стоящих магазинов IKEA в Москве, говорит представитель российского офиса IKEA Мария Тихонова. Для отдельных магазинов площадки в Москве компания еще не нашла. Пока развитие сети в столице не сдвинется с мертвой точки, компания не намерена строить новые торговые центры «Мега» в регионах, говорил директор IKEA Shopping Centres Russia Пер Вендшлаг в конце 2011 года. Реконструкция подразумевает ремонт торговых центров и ротацию арендаторов — смену малоэффективных арендаторов на новые бренды, говорит Тихонова.
«Меги» очень востребованы арендаторами, ритейлеры хотят там работать, а «ИКЕА мос», как крупнейший владелец торговой недвижимости, получает возможность диктовать арендаторам условия работы, говорит начальник департамента торговых площадей компании Jones Lang LaSalle Татьяна Ключинская.
«Компания, например, жестко запрещает своим арендаторам открывать аналогичный магазин в радиусе 5 км от «Меги». Они первыми на рынке перешли на рублевые контракты и первыми — на процент от оборота (в качестве платы за аренду), при этом жестко прописали в контракте, что арендатор обязан раскрывать им свои продажи», — рассказывает она.
Работать с ИКЕА сложно, договоры содержат жесткие требования, подтверждает гендиректор сети LeFutur Александр Осадчий. В регионах торговые центры «Мега» не так популярны, как в Москве, но, чтобы попасть в московский торговый центр, надо заключить договоры на несколько региональных, говорит Осадчий.