Производство пиратских программ сосредоточивается в руках организованных преступных группировок. США и ряд международных организаций заявляют, что, если Россия не ужесточит отношение к пиратам, у нее возникнут трудности при вступлении в ВТО и страна будет лишена преференций в системе международной беспошлинной торговли. К таким выводам пришли эксперты группы IDC.
Анализ черного рынка ПО был основан на данных торговой ассоциации Business Software Alliance (BSA), представляющей около 50 отраслевых компаний.
«Ключевой тенденцией последних двух-трех лет стало укрепление позиций пиратов. В некоторых странах пиратство получает статус легального бизнеса», — утверждает директор IDC Дункан Браун.
В аналитическом обзоре говорится, что борьба с пиратством в области компьютерных программ за последние 15 лет привела к определенным успехам. Уровень пиратства в Европе снизился до 35% с почти 80%. Но и этот показатель эксперты считают очень высоким. «Потери производителей программного обеспечения в 20 раз превышают убытки, которые несут розничные магазины из-за краж продукции в торговых залах», — отметила вице-президент европейского отделения BSA Бет Скотт.
В исследовании, охватившем 70 стран, на долю которых приходится 99% расходов на IT во всем мире, говорится, что сокращение уровня пиратства на 10% (до 25%) будет способствовать созданию 2,4 млн новых рабочих мест. Доходы мировой экономики возрастут на $400 млрд.
«IT-компании знают, что теряют 40% бизнеса из-за пиратов. Если бы они могли справиться с этим, наняли бы больше сотрудников», — поясняет Бет Скотт.
Эксперт отметила, что ущерб от компьютерных пиратов по всему миру увеличился за последний год на $4 млрд — до $33 млрд.
Более 3% суммы приходится на Россию — производители, чьи программы используются в России, в 2004 году недополучили порядка $1,1 млрд.
Независимые российские аналитики считают, что расчеты IDC в корне не верны. «Подсчеты иностранных аналитиков не всегда верны. Чаще всего они исходят из того, что, скажем, реальная стоимость программы Microsoft Windows составляет $140, а в России ее пиратскую копию можно купить за 80 рублей. Таким образом, производители теряют $140 (ведь правообладателям даже от этих трех долларов ни копейки не перепадает)».
«На самом деле если все диски будут только лицензионными, то их просто не будут покупать, и производители все равно ничего не получат, поэтому ни о каких дополнительных миллиардах доходов говорить не приходится», — сказал «Газете.Ru» Иван Кабулаев из ИК «Финам».
Эксперт также отметил, что легализация рынка ПО не приведет к созданию новых рабочих мест или росту зарплат, поскольку рынок ПО сильно монополизирован и Microsoft сможет удовлетворить увеличение спроса на ПО путем «штамповки программ».
Уровень пиратства в Китае и России, по подсчетам IDC, составляет 90% и 87% соответственно. В США показатель равен 21%.
По данным IDC, количество пиратской продукции в России остается неизменным в течение трех последних лет. По этому показателю у России почти нет конкурентов: хуже ситуация только во Вьетнаме, на Украине, в Китае и Зимбабве.
Исполняющая обязанности помощника торгового представителя США по вопросам интеллектуальной собственности Виктория Эспинель заявила, что защита прав интеллектуальной собственности (ИС) в России представляет «серьезную проблему» и что Россия наряду с Китаем помещена в «список особого внимания».
«Мы дали понять правительству России, что прогресс в области защиты ИС является необходимым условием для завершения процесса вступления (в ВТО)», — заявила Эспинель.
Эрик Смит, президент Международного альянса по интеллектуальной собственности (International Intellectual Property Alliance), представляющий интересы компаний США, товары которых защищаются законодательством об авторском праве, также выразил недовольство частных американских компаний действиями России и Китая по защите ИС. По словам Эрика Смита, в ходе рейдов правоохранительных органов на пиратские производства не производится конфискация оборудования, и наказанию, причем условному, подвергается лишь незначительная часть сотрудников. Несмотря на рейды, количество точек, где тиражируются пиратские диски, за полгода увеличилось.
Смит уверен, что в России «отсутствует политическая воля к тому, чтобы решительно взяться за борьбу с пиратством». Он призвал отозвать все или некоторые из преимуществ беспошлинной торговли, предоставляемых России в рамках Обобщенной системы преференций (GSP), а также приостановить вступление России в ВТО до тех пор, пока Россия не введет «настоящие защитные меры».
Обзор IDC и заявления американских чиновников довольно точно отражают ситуацию с пиратством в России. «В нашей стране ситуация с пиратами действительно не меняется. Законы принимаются, но не работают, — соглашается Иван Кабулаев. — Причина разгула пиратства в России — коррупция. Уж если даже рядом с Кремлем продаются пиратские CD, о чем знают все, то становится ясно, что кто-то из чиновников, скорее всего, зарабатывает на этом хорошие деньги».
Кроме того, большая часть производственного оборудования в России тоже пиратская, поскольку денег на лицензионное оборудование у наших промышленников нет.
В заявлениях американских чиновников отчетливо просматривается лобби производителей ПО. «Совершенно очевидно, что подобные заявления американских чиновников представляют собой своего рода лобби производителей ПО и, в первую очередь, Microsoft, которая занимает около 80% мирового рынка ПО», — считает Иван Кабулаев.