Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Застряли в 90-х»: немцев зовут спасать железные дороги Украины

В Deutsche Bahn объяснили участие в «реформе» железных дорог Украины

Киев планирует привлечь компанию Deutsche Bahn к работе «Украинских железных дорог». Немецкие специалисты займутся «реформированием управленческих механизмов». Решение было принято на полях Всемирного экономического форума в Давосе. «Укрзализныця» нуждается в полном реформировании и привлечении инвесторов, указывают собеседники «Газеты.Ru». Однако большой вопрос, удастся ли это сделать, учитывая высокую коррупцию в украинской компании и низкую платежеспособность населения страны.

«Укрзализныця» и крупнейший немецкий железнодорожный оператор Deutsche Bahn договариваются о сотрудничестве сроком на 10 лет. Об этом сообщил на Всемирном экономическом форуме в Давосе премьер-министр Украины Алексей Гончарук.

В Deutsche Bahn пояснили, что они будут консультировать «Укрзализныцю», а не руководить ей. Об этом они заявили изданию Deutsche Welle (DW).

«DB Engineering & Consulting — консалтинговая компания в составе Deutsche Bahn, которая работает над проектами в сферах инфраструктуры, мобильности и транспорта — будет консультировать и поддерживать «Укрзализницю» в предпринимательских и технических вопросах», — говорится в заявлении немецкого оператора.

Этот альянс — логичное продолжение плана реструктуризации «Укрзализныця», который анонсировал президент Владимир Зеленский в сентябре 2019 года, объяснил Гончарук.

Предполагается, что железнодорожное полотно останется под контролем государства, однако немецкий оператор будет «реформировать ее управленческие механизмы».

«Поэтому сразу отвергаю все слухи — о продаже или аренде стратегически важного государственного объекта, как «Укрзализныця», речи не идет», — расставил точки над «i» премьер Украины.

Глава кабмина выразил надежду, что опыт Deutsche Bahn повысит эффективность железной дороги. Он уточнил, что дальнейшие переговоры и подписание документов еще впереди. По его словам, это «экосистемное» решение, которое должно показать беспрецедентную открытость Украины для «инвестиций и мира».

В министерстве инфраструктуры страны тоже подчеркнули, что железная дорога сдаваться в аренду или продаваться не будет.

«Мы максимум должны перенять, чтобы у нас были такие же прозрачные процедуры, чтобы не было коррупции, чтобы была «немецкая точность» в подходах и планировании. Как результат мы должны получить совсем другое качество как грузовых перевозок, так и пассажирских», — комментировал сотрудничество с Deutsche Bahn министр инфраструктуры Владислав Криклий.

Киев объявил о планах большой приватизации после прихода к власти команды президента Украины Владимира Зеленского.

В январе 2020 года кабмин страны сформировал список предприятий, в которых контроль государства сохранится. Украинское железнодорожное полотно вошло во второй список из предприятий, в которых государство должно владеть как минимум пакетом «50% + 1 акция».

Таким образом, дороги признаны стратегическим объектом, которые не подлежат приватизации. Этот документ еще должна утвердить Верховная рада.

Летом Гончарук указывал, что АО «Укрзализныця» могут разделить на три компании, и лишь одну оставить в собственности государства.

«Лично моя позиция: чем меньше государства в экономике, тем лучше. Конечно, останутся предприятия, которые являются стратегическими, — та же «Укрзализныця». Там есть часть, которая не может быть приватизирована — железнодорожное полотно», — говорил он (цитата по «Интерфакс-Украина»).

Это не единственные иностранные партнеры Украины, которые будут помогать реформированию «Укрзализныцы».

Несколько дней назад в «Укржелдорогах» сообщили о подписании меморандума о взаимопонимании с китайским производителем локомотивов China Railway Construction Corp. Ltd (CRCC). Сотрудничество с Китаем будет развиваться в сфере железнодорожной инфраструктуры и развития ж/д перевозок между двумя государствами.

«В рамках подписанного меморандума стороны планируют обмениваться опытом и проводить совместные мероприятия для развития железнодорожного сообщения Китай — Украина и поиска инвесторов. По словам председателя правления АО «Укрзализныця» продолжает развивать транзитный потенциал Украины, в частности, благодаря транзитным железнодорожным маршрутам из Китая», — говорится в пресс-релизе.

Cпасти от коррупции

По словам Гончарука, Киев рассчитывает, что «немецкая эффективность и нулевая терпимость к коррупции» изменит ситуацию в «Украинской железной дороге». Ранее компанию преследовала чреда коррупционных скандалов. В 2016 году Служба безопасности страны обвинила «Укрзализныцу» в хищении бюджетных средств в особо крупном размере, которые предназначались для ремонта грузовых вагонов, подвижного состава. Убытки оценивались в 30 млн гривен (или $1,2 млн).

В 2017-м уже бывший депутат Верховной рады от Радикальной партии Игорь Мосийчук

называл предприятие «коррупционным сгустком, который теперь необходимо удалять исключительно радикальными методами».

В декабре 2019 года стало известно, что председатель правления АО «Укрзализныця» Евгений Кравцов в этом году покинет свой пост. Новостям о кадровых перестановках в главном офисе предшествовало заявление министерства инфраструктуры Украины. Глава ведомства Владислав Криклий говорил, что хочет уволить Кравцова из-за коррупции с грузовыми перевозками. В скандалах фигурировал и тендерный комитет компании.

Ранее компания отчиталась об убытках от пассажирских перевозок. В 2019 году их объем может превысить 12 млрд гривен (почти $500 млн).

Сообщалось также, что в тот же год за собственные средства компания закупила 18 новых вагонов. Еще 26 было оплачено авансом, их ожидают получить в 2020 году. Потраченная сумма не разглашалась.

Как ранее сообщал директор по развитию бизнеса компании Андрей Рязанцев, изношенность электропоездов переменного тока оценивается в 91,63%, постоянного тока — 83,73%, дизель-поездов — 97,21%. На начало прошлого года, по его словам, в капитальном ремонте нуждались 157 электропоездов и 73 состава дизельных поездов. Для этих работ нужны были более 6 млрд гривен.

Украинская железная дорога эксплуатирует электрички, которым уже более 50 лет. И парк нуждается в их немедленной замене. В нынешнем году подвижной состав должен обновиться, поскольку должны поступить 40 новых локомотивов от General Electric серии TE33AC. Каждый из них оценивался в почти $4,68 млн.

Немцы могут помочь решить часть проблем, которые есть у украинской компании, говорит член совета директоров «Финэкспертизы» Агван Микаелян.

«Укрзализныця» застряла в 90-х»,— объясняет эксперт.

И это не только изношенный локомотивный состав и железнодорожные пути, но и устаревшие технологии управления и инфраструктура, перечисляет он. По словам Микаеляна, Украина ограничена в средствах, поэтому если через немецкий оператор будет идти какое-то финансирование, то это весьма разумное решение для Киева.

«Украинские железные дороги» действительно нуждаются в реформировании, отмечает в беседе с изданием заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

«Кроме немецкого порядка, там нужны очень серьезные капиталовложения», — добавляет эксперт.

При этом, по его словам, наверняка, встанет вопрос с возвратом инвестиций. «Население на Украине резко обеднело, а, следовательно, не сможет тратить значительные средства на поездки», — продолжает Жарихин. Есть и другая проблема – нетерпимость немцев к коррупции.

«Те грузины, литовцы, американцы, которых привлекало именно для этой цели государственное управление Украины, — они как-то растворялись в этой коррупции. Я боюсь, что и немцы — люди, конечно, крепкие, — но все-таки люди, могут тоже не выдержать в этом общем коррупционном пространстве», — говорит заместитель директора Института стран СНГ.

Без серьезной борьбы с коррупцией реформировать предприятие невозможно, считает он.

Новости и материалы
Додон раскритиковал власти Молдавии за решение провести учения НАТО
Премьер Словакии Фицо перенес новую операцию
Самокатчик проломил петербурженке череп, врезавшись в нее, и стал фигурантом дела
Названы автомобили, которые разонравились россиянам
В аэропорту Ставропольского края произошло возгорание
Шаляпин заступился за Пугачеву: «Я с ней бы переспал»
Минобороны РФ назвало количество уничтоженных морских дронов ВСУ за неделю
Наташа Королева опубликовала свое школьное фото из выпускного альбома
ВСУ использовали более 90 боеприпасов для обстрелов Белгородской области
Парада в День независимости Грузии 26 мая не будет
В «Спартаке» приняли решение по Луневу
Стали известны результаты экспертизы тормозной системы упавшего в Мойку автобуса
Гурцкая о муже: «Ничего не предвещало беды»
В Одессе произошел взрыв
Россия за неделю взяла 12 населенных пунктов под Харьковом
Афганистан хотел бы вернуться к постоянным закупкам нефтепродуктов из России
В Туле 15 человек задержали по подозрению в организации незаконной миграции
Избившего до смерти певицу группы Una мужчину арестовали
Все новости