Совладелец Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев подтвердил, что покинул Россию. Однако эту заграничную поездку он связывает с состоянием здоровья и опровергает сообщения о своем бегстве.
«Я давно планировал уехать на Новый год, отбыл 22 декабря. А еще с учетом последних четырех месяцев в режиме ненормированной работы и нервотрепки, у меня появились проблемы с сердцем. Я планировал пройти обследование и в России, и за рубежом. Последняя неделя тоже добавила: бизнес, который я создавал 22 года, все, его больше нет»,
– заявил Ананьев газете «Ведомости».
«Я не согласен с тем, как это было освещено в СМИ – это выглядело как бегство. А я не сбежал», — заключил Ананьев.
Информацию о том, что Ананьев покинул Россию распространил 22 декабря «Интерфакс».
Ранее Дмитрий Ананьев занимал должность председателя правления Промсвязьбанка и входил в совет директоров. В 2006-2013 годах он являлся представителем Ямало-Ненецкого автономного округа в Совете Федерации, возглавляя комитет СФ по финансовым рынкам и денежному обращению. Журнал Forbes в 2017 года ставил бизнесмена на 59-е место в списке самых богатых предпринимателей России.
15 декабря Центробанк заявил о санации Промсвязьбанка. Как значилось из релиза ЦБ, банк не справился с доначислением резервов на возможные потери по ссудам, предписание о котором он получил по итогам проверки Банка России.
При этом в ЦБ оценивали потребность в докапитализации банка на сумму от 100 до 200 миллиардов рублей.
Банк входил в десятку крупнейших частных российских кредитных учреждений. На 1 ноября 2017 года размер активов банка по РСБУ составил 1,3 трлн руб. (10-е место в рэнкинге по версии «Эксперт РА»). Бенефициарами банка являются братья Дмитрий и Алексей Ананьевы.
Сейчас в Промсвязьбанке работает временная администрация в лице управляющей компании ФКБС (Фонда консолидации банковского сектора).
Промсвязьбанк входил в число организаций, которые летом аналитик «Альфа-капитал» в получившем огласку письме клиентам называл «наиболее рискованными».
В нем упоминались, кроме Промсвязьбанка, также уже санированные с тех пор банки ФК «Открытие» и Бинбанк. В ЦБ письмо называли «частным мнением». Однако вкладчиков это не успокоило, и на всякий случай клиенты стали выводить средства из упомянутых в письме банков. Всего с июля по ноябрь чистый отток средств юридических лиц из Промсвязьбанка составил 5,5%, средств физлиц (включая ИП) — 6,6%, сообщало рейтинговое агентство «Эксперт РА».
22 декабря зампред ЦБ Василий Поздышев через пресс-службу заявил, что Центробанк готовит обращение в правоохранительные органы по ряду операций и фактов, имеющих признаки незаконных действий менеджмента Промсвязьбанка.
«Временная администрация, введенная в Промсвязьбанк 15 декабря, выявила факты уничтожения (пропажи) кредитных досье корпоративных заемщиков на общую сумму 109,1 млрд рублей», — заявил он.
Кроме того, временная администрация выявила операции по финансированию банком своих субординированных обязательств за счет сделок репо без отражения этого в отчетности. При этом размер этих субординированных обязательств примерно совпадает с суммой кредитов пропавших кредитных досье, отмечает он.
«Сами сделки купли-продажи банком ценных бумаг были подписаны 14 декабря принятым на работу в банк двумя днями ранее гражданином иностранного государства, которому председателем правления банка 12 декабря была выдана доверенность на проведение данных сделок. Данные этого же сотрудника банка фигурируют в актах приемки-передачи «пропавших» кредитных досье от 14 декабря», — говорит Василий Поздышев.
Кроме того, 14 декабря акции банка были проданы компанией, управляющей средствами нескольких НПФ. Предположительно для финансирования этих сделок управляющая фондами компания разместила в банке несколько депозитов сроком на одну неделю, и в тот же день эквивалентный размер денежных средств был переведен на счет «Промсвязькапитала» (оффшорная компания собственника банка), которая в тот же день расплатилась с УК НПФ за продажу акций.
«Для сокрытия манипуляций сделки купли-продажи акций проводились через биржу. Ровно через неделю УК НПФ обратилась во временную администрацию банка с требованием вернуть депозиты, размещенные 14 декабря», — отмечает Поздышев.
Сам Ананьев выразил полное несогласие с действиями ЦБ и подчеркнул, что регулятор торопится делать выводы и предъявлять обвинения.
«Я думаю, что новый механизм санации дает ЦБ слишком большие полномочия: это одновременно сейчас и регулятор, и оценщик, и надзорный блок, и одновременно теперь уже и бизнес-игрок, причем один из крупнейших. В этих условиях еще те частные банки, которые остаются, будут вынуждены конкурировать с регулятором», — говорит банкир.