Заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович в ходе Международного форума науки и технологии в японском городе Киото рассказал о том, что законопроект о налоге на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли, возможно, будет вынесен на рассмотрение Кабмина в ближайшие дни.
По словам вице-премьера, по этому документу же получено заключение главного правового управления президента России. Замечания по проекту носят в основном технический характер, уточнил Дворкович, сообщает РИА «Новости».
«Сейчас работаем над устранением, чтобы эти замечания были учтены в тексте закона. Это можно сделать в течение нескольких дней, и вынести законопроект на заседание правительства», — добавил вице-премьер.
В первых числах сентября министр энергетики России Александр Новак в кулуарах Восточного экономического форума сообщил, что правительство в скором времени внесет в Госдуму законопроект по НДД.
«Задача стоит принять закон в этом году. Здесь нет никаких возражений со стороны федеральных органов власти, сейчас просто пакет документов дорабатывается для рассмотрения на заседании правительства и внесения в Госдуму», — указал глава ведомства.
В конце августа замглавы Минэнерго Алексей Текслер заявил, что правительство поручило Министерству финансов внести правки в Бюджетный кодекс в части сроков принятия налоговых законопроектов, уточнив, что благодаря этому система НДД может быть принята уже в текущем году.
«По законопроекту об НДД мы находимся в конце пути. Минфин, как я понимаю, на днях внес окончательный вариант законопроекта в правительство. Так что мы рассчитываем на его принятие Госдумой в осеннюю сессию. Естественно, мы хотим, чтобы законопроект заработал со следующего года», — сказал Текслер.
Чиновник отметил, что главные принципы системы НДД не изменились.
«Все основные параметры новой налоговой системы согласованы давным-давно, такие, как ставка НДД в размере 50% от доходов с продажи нефти за минусом расходов, пониженный НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и нулевая ставка экспортной пошлины для новых месторождений, роялти для зрелых месторождений», — подчеркнул замминистра.
Текслер заключил, что сначала система будет распространяться на пилотные проекты с суммарной добычей около 15 млн тонн. Вместе с тем, в апреле замглавы Минфина Илья Трунин заявил, что введение НДД вместе с другими льготами несет риски для бюджета.
«Мы считаем, что вводить НДД в силу совместно с другими льготами, это большие риски для бюджета. Я уже неоднократно говорил, что там еще много что надо доделать в самом законе», — сказал замглавы ведомства.
Месяцем ранее замминистра энергетики России Кирилл Молодцов заявил, что пилотный проект по НДД согласовали «Газпром нефть», «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз» и «Русснефть».
В сентябре 2016 года глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что нефтяная отрасль нуждается в налоговом стимулировании. С таким заявлением он выступил в ходе телемоста, посвященного запуску Восточно-Мессояхского месторождения в промышленную эксплуатацию.
«В связи с высокой конкуренцией на мировых рынках углеводородов поддержание добычи и ввод новых месторождений для российской нефтяной промышленности становится крайне важным. Наша отрасль нуждается в налоговом стимулировании для того, чтобы мы были конкурентоспособными на мировых рынках», — сказал он.
По мнению Сечина, будущие льготы должны содержать универсальные подходы, основанные на свойствах коллектора, химических и физических свойствах нефти, на обводненности месторождений и обеспеченности проектов инфраструктурой.
Изначально переход на НДД предложили «ЛУКойл» и «Сургутнефтегаз». Компании выступили с инициативой реализовать пилотный проект по новому налогу на двух месторождениях — Имилорском (принадлежит «ЛУКойлу») и им. Шпильмана (владеет «Сургут»).
Компании получили лицензии на эти месторождения лишь в конце прошлого года, работы там только начались, поэтому они идеально подходят для испытания новой схемы. В «ЛУКойле» указывали, что использование НДД создаст дополнительные экономические стимулы для реализации проектов в нефтедобыче.
«Действующая система налогообложения нефтедобычи основана преимущественно на таких фискальных инструментах, как НДПИ и экспортная пошлина, — поясняли «Газете.Ru» в «ЛУКойле». — Большая часть налоговой нагрузки приходится на выручку нефтедобывающих предприятий от реализации нефти».
Нынешняя система, по словам представителя компании, не позволяет учесть индивидуальные особенности проектов нефтедобычи (геологию, географическое местоположение, затраты на освоение) и не способствует внедрению новых технологий в отрасли.