— Как вы оцениваете недавно завершившийся в подмосковном Жуковском Международный авиационно-космический салон МАКС-2017?
— ИАТА придает особое значение подобным авиационным мероприятиям. С момента проведения первого МАКСа прошла четверть века. Может быть, он существует не так долго, как другие мировые авиасалоны, такие как Фарнборо и Ле-Бурже, но определенно заслуживает свое место среди крупнейших событий авиации.
МАКС — это великолепная возможность для установления полезных контактов, для обмена опытом и достижениями. И он вносит большой вклад в укрепление роли России как лидера авиационной индустрии грядущих лет. Такого рода события почти уникальны для авиации, поскольку они притягивают к себе внимание не только профессионалов индустрии, но и широкой общественности. Когда самолеты взмывают в небо на МАКСе, можно по-настоящему почувствовать, что авиация — это «бизнес свободы». Она сближает людей и помогает нам стать свободнее.
— В начале июня ИАТА повысила прогноз совокупной прибыли мировых авиакомпаний в 2017 году до $31,4 млрд по сравнению с декабрьским прогнозом в $29,8 млрд. Может ли этот прогноз быть пересмотрен?
— Мы пересматриваем наш прогноз прибыли в июне и декабре. В июне этого года мы немного повысили глобальный прогноз прибыльности авиакомпаний, в основном из-за чуть более сильного глобального роста, чем мы предполагали. При этом выручка составит $743 млрд, прибыль будет на уровне 4,2%, а возврат на инвестиции составит 8,8%.
— Как вы оцениваете перспективы российских компаний на фоне роста объема пассажирских перевозок на 22%?
— Мы не исследуем ожидание прибыли для отдельно взятых государств, но я могу сказать, что
для европейского региона, включая Россию и страны СНГ, прогноз прибыли составляет $7,4 млрд, что чуть меньше, чем в 2016 году. Авиакомпании в европейском регионе зарабатывают менее $7 на пассажира, а это довольно тонкий буфер против потрясений.
В России рост интенсивности воздушного движения в 2017 году остается очень высоким, причем как в сегменте пассажирских перевозок, так и грузовых. Авиакомпании в РФ растут быстрее российской экономики: здесь мы отмечаем рост на 25% в сегменте пассажирских перевозок и на 23% — в сегменте грузовых перевозок. При этом международные перевозки растут в два раза быстрее внутренних. Это частично компенсирует низкие показатели 2016 года, который, надо признать, был не лучшим для России.
И все же рост есть у всех ключевых российских авиакомпаний — и по внутренним, и по международным перевозкам.
— Весной российские пилоты обращались в Международную ассоциацию воздушного транспорта с жалобой на то, что Росавиация в ходе проверок авиационных учебных центров в массовом порядке аннулирует летные свидетельства наших пилотов. Позже неоднократно поднималась тема утечки летных кадров из РФ на заработки в Азию. Существует ли, на ваш взгляд, кадровая проблема с пилотами в РФ и может ли в ближайшие годы Россия столкнуться с дефицитом КВС (командирами воздушных судов) и других специалистов? Что авиакомпании уже сейчас должны сделать, чтоб избежать таких рисков?
— Вопрос обучения пилотов имеет важное значение не только в России, но и во многих других странах. Согласно прошлогоднему прогнозу Boeing, до 2035 года необходимо обучить 617 тыс. пилотов, 22 тыс. из которых приходится на страны СНГ. Данный вопрос был принят во внимание Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), и сегодня на каждом уровне организации воздушного транспорта существует ряд программ, направленных на повышение привлекательности индустрии в глазах потенциальных новобранцев.
Авиакомпании должны думать не только о том, как сделать бизнес привлекательным с точки зрения заработной платы и преимуществ, но и о более глобальных вопросах, которые учитывают начинающие профессионалы, оценивая свои карьерные возможности.
Например, в прошлом году ИКАО приняла схему зачета сокращения выбросов углерода для международной авиации CORSIA. Способствуя нейтрализации выбросов углеводорода, CORSIA может привлечь квалифицированные кадры в наш бизнес, так как есть данные, свидетельствующие о том, что подрастающее поколение профессионалов ожидает, что выбранная ими сфера деятельности будет развиваться устойчиво по отношению к окружающей среде. Мы призываем Россию присоединиться к CORSIA.
— Во многих странах мира сейчас разрабатываются нормативные базы для регулирования беспилотных летательных аппаратов (БЛА), их мониторинга и регистрации. Участвует ли ИАТА в этом процессе? Может ли в ближайшие годы быть создана какая-то унифицированная международная нормативная база для БЛА?
— Вопросами беспилотных летательных аппаратов занимается ИКАО, и мы тесно сотрудничаем с ней в рамках различных технических комитетов. При содействии партнеров из индустрии, включая ИАТА, ИКАО разработала особый онлайн-инструментарий. Он призван помочь государствам в применении правил и норм для безопасной эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в их воздушном пространстве, обеспечивая при этом безопасность пилотируемых воздушных судов.
Международные нормы и требования для беспилотных летательных аппаратов пока еще не разработаны.
Участники 39-й ассамблеи ИКАО осенью 2016 года выразили активную поддержку инициативы по разработке базовых глобальных стандартов и инструкций для унификации правил эксплуатации дронов. Мы тоже ее поддерживаем. В этом году, 20 марта, ИКАО опубликовала письмо, в котором подчеркивается обязанность государств защищать гражданские воздушные суда от каких-либо беспилотных летательных аппаратов. Надеюсь, что все эти действия помогут обеспечить безопасность эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.
— Есть ли перспективы у альтернативного топлива в авиации? Может ли в каком-то сегменте авиации «зеленая» энергетика занять ощутимую нишу?
— Сейчас ведется активная работа в области разработки альтернативных видов топлива для устойчивого развития. Было проведено большое количество испытаний для сертификации новых видов топлива, и несколько авиакомпаний обязались приобрести значительные объемы альтернативного топлива. Мы также видим, как некоторые аэропорты (например, в Осло, Стокгольме и Лос-Анджелесе) создают условия для того, чтобы все воздушные суда имели доступ к альтернативному топливу.
Это небольшие, но очень важные шаги. Альтернативное топливо — один из самых значимых технологических прорывов, которые могут помочь нам сократить к 2050 году уровень выбросов на 50% от показателей 2005 года.
Современные «зеленые» технологии позволяют уменьшить выбросы CO2 на 80% на протяжении всего жизненного цикла топлива. Более того, поставка альтернативного топлива хотя бы в 190 аэропортов по всему миру позволит охватить 80% всех воздушных перевозок.
На нашей Генеральной ассамблее в июне члены ИАТА единогласно утвердили резолюцию, которая обязывает их использовать только те виды альтернативного топлива, которые поддерживают экологический баланс. Мы также призываем правительства помочь в разработке законодательства и системы поощрений для увеличения производства альтернативных видов топлива. Сейчас его откровенно не хватает. Стимулирование поставок крайне важно не только для соответствия отраслевым требованиям, но и для снижения цен и дальнейшего присоединения авиакомпаний всего мира к этой инициативе.
— Европейские авиакомпании планируют осуществлять выплаты компенсаций за задержанные рейсы, потерянный багаж и т.п. своим пассажирам в криптовалюте. Уже осенью может быть запущен пилотный проект Travacoin. Поддерживает ли ИАТА подобные начинания?
— Проект Travacoin — одна из идей, прозвучавших на конференции Innovation Award. ИАТА старается поддерживать инновации, и премии в области инноваций были созданы, чтобы альтернативные идеи получили известность. Проект Travacoin все еще находится на стадии разработки. Насколько мне известно, пока ни одна авиакомпания не взяла на себя обязательства по этому проекту.