Недовольство законопроектом о новых «бюджетных правилах» высказали Счетная палата и правовой департамент Госдумы.
Как стало известно «Газете.Ru», по заключению Счетной палаты та часть законопроекта, которая меняет правила формирования Резервного фонда и ФНБ,
«содержит риски для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, сбалансированности бюджета ПФР, а также финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов».
В Счетной палате отмечают, что изменения Бюджетного кодекса лишат ФНБ «источников формирования». Кроме того, «закрепление средств ФНБ в качестве источника формирования Резервного фонда, а также отсутствие источников формирования ФНБ приведет в конечном итоге к его исчерпанию», — говорится в заключении контрольного ведомства. Поэтому
Счетная плата отказалась поддерживать те части поправок, которые касаются изменения правил формирования суверенных фондов.
Напомним, что в пятницу, 30 июня, о возможном переводе ликвидных активов ФНБ в Резервный фонд сообщил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, «у нас есть решение, чтобы объединить все резервные фонды в один». О сохранении в ФНБ, который был задуман как «фонд будущих поколений», исключительно средств на финансирование инфраструктурных проектов и поддержку ВЭБа в правительстве говорят пока только неофициально.
Но, как следует из заключения Счетной платы, перевод средств ФНБ в Резервный фонд «для оперативного управления средствами, в частности в целях финансирования дефицита федерального бюджета» в Белом доме считается решенным.
Правительственные поправки в Бюджетный кодекс «в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета» имеют два существенных блока. Один блок касается изменения правил формирования и управления Резервным фондом и ФНБ.
Другой блок законопроекта предлагает новые правила формирования резервов за счет конъюнктуры и ограничения роста расходов за счет нефтегазовых доходов — собственно это и есть «новые бюджетные правила». Поправками вводится механизм цены отсечения начиная с 2019 года, а дефицит бюджета ограничен 1% ВВП.
В 2018 году ограничение роста расходов также предлагается считать действующими, но в более мягкой форме за счет менее жесткого ограничения дефицита бюджета.
Основные характеристики бюджета на 2018–2020 годы, рассмотренные правительством на прошлой неделе, устанавливают бюджетный дефицит на уровне 1,6% ВВП. Уже в 2019 году дефицит будет снижен до 0,9% и до 0,8% в 2020 году. Такая конструкция не оставляет Госдуме никаких шансов для маневра при поиске новых расходов. Наоборот,
объявленное на заседании правительства 29 июня 2-процентное сокращение незащищенных статей расходов уже с 2018 года ставит под сомнение исполнение ранее данных обещаний.
Не дожидаясь окончательной версии бюджета, который в Белом доме собираются дошлифовать только осенью, в Госдуме выступили против сути конструкции «бюджетного правила», ограничивающего рост дефицита бюджета.
Обычно нейтральный правовой департамент парламента потребовал дополнительного обсуждения поправок, касающихся цены отсечения нефтегазовых доходов. Правительством предлагается установить ее «на уровне $40 за баррель марки «Юралс» в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации начиная с 2018 года на 2%».
Так, правительству предложено определиться и уточнить ключевой показатель цены отсечения в 2017 году — будет ли он фиксированным на уровне $40 за баррель или все же его следует понимать более широко «в ценах 2017 года», т.е. по факту средней цены за текущий год, которая уже превышает прогнозную цену в $40. Счетная палата предупреждает о том, что
«бюджетные правила» в предложенной форме при рассмотрении бюджета позволяют правительству не предоставлять вместе с федеральным бюджетом данные о прогнозируемом объеме дополнительных нефтегазовых доходов. Это не позволит оценить «достоверность расчета основных параметров федерального бюджета».
Счетная палата потребовала существенной доработки законопроекта о «бюджетных правилах» уже ко второму чтению. В первом чтении законопроект в Госдуме планируют рассмотреть 5 июля и к этому времени собирают замечания и других участников бюджетного процесса.