В конце мая правительство и две экспертные площадки (экс-министра финансов Алексея Кудрина и бизнес-омбудсмена Бориса Титова) передали в Кремль свои варианты социально-экономического развития страны с горизонтом планирования до 2035 года. «Газета.Ru» узнала, как и по каким направлениям будет выстроена дальнейшая работа над программными документами.
Президент и стратегии других
Год тому назад считалось, что Алексей Кудрин — главный в стране человек по подготовке стратегии социально-экономического развития. Он вошел в Экономический совет при президенте РФ, возглавил Центр стратегических разработок, привлек несколько десятков экспертов и представителей бизнеса, чиновников.
Свою «Стратегию-2035» Кудрин сдал в Кремль еще в апреле. Правда, вскоре выяснилось, что это не окончательный вариант. Полностью готовый документ был сдан в конце мая.
Но как сейчас выясняется, статус кудринской стратегии не совсем тот, на который он первоначально рассчитывал. Как пояснил источник, знакомый с ситуацией,
изначально было понятно, что президент не может отождествлять себя ни с какой стратегией конкретного человека.
«Нет такой ситуации, что стратегию Кремлю пишет Алексей Кудрин. Или что такой документ пишет исключительно правительство. Или, например, Борис Титов и его «Столыпинский клуб» при всем уважении к названным персонам», — поясняет источник «Газеты.Ru».
Брать за основу один документ нет смысла хотя бы по той причине, что обе экспертные стратегии — Кудрина и Титова — «пересекаются, и очень сильно».
Параллельно разрабатывалось несколько стратегий. А сводиться в единый документ они будут на площадке правительства. Тем более что в правительственную программу было подготовлено несколько заготовок, которые могут быть доработаны и войти в итоговый документ, добавляет источник. Хотя и в правительственную программу пока еще вошло далеко не все, что необходимо.
В итоге Кремль, правительство и эксперты договорились, что работа над стратегиями будет продолжена. В формате тематических рассмотрений. У президента запланирован целый ряд обсуждений этих вопросов.
Налоги, демография, технологии и образование
По каким тематическим направлениям будет продолжена работа над итоговой стратегией, «Газета.Ru» выяснила у помощника президента РФ по экономическим вопросам Андрея Белоусова.
Первый блок вопросов, требующих доработки, — налоговая оптимизация.
«Президент поручил получше проработать изменения, касающиеся налоговой нагрузки на бизнес», — пояснил Белоусов.
Кремлю придется решать: снижать или нет налоговую нагрузку. Но что точно будет предложено бизнесу — это стимулирование инвестиций, например, в инфраструктуру. В кулуарах ПМЭФ Белоусов пояснил, как будет работать новый механизм «инфраструктурной ипотеки».
«Речь фактически идет о концессии. Например, чтобы построить дорогу, необходимо создать пул инвесторов, бенефициаров. В него могут войти Российская Федерация с бюджетными деньгами, туда могут войти и грузоотправители и так далее. Между всеми этим участниками заключается соглашение. Инвестор будет отбивать инвестиции за счет гарантированных ему платежей — по системе гарантий, эти гарантии ему будут выданы этим пулом инвесторов», — пояснил Белоусов.
Второй блок вопросов — проблемы демографии. Это обязательный пункт. В частности, детально прорабатывать необходимо тему инвестиций в человеческий капитал.
«Идет демографическая волна сейчас не очень позитивная.
Надо будет решать, как изменить этот тренд», — пояснил Белоусов.
Проблема «демографической волны», о которой говорит помощник президента, состоит в том, что в России сокращается численность населения в трудоспособном возрасте. Сейчас два работника отчисляют соцвзносы на содержание одного пенсионера, но если не поднимать планку выхода на пенсию, то к 2035 году соотношение работников к пенсионерам будет один к полутора, и дотации из Пенсионного фонда придется увеличивать.
Из этого следует, что
Кремлю придется вписать в стратегию, до какого конкретно уровня поднимать порог выхода на пенсию. Решение будет резонансным. Против кудринского варианта 63 года для женщин и 65 лет для мужчин возражают даже в «Единой России», называя кудринский вариант «экономией на умерших».
Третий блок связан с промышленными технологиями, с технологическим перевооружением экономики.
Также, по словам Белоусова, предлагается углубленно рассмотреть проблему высшего и среднего образования. На этом настаивает Кудрин.
«Вот эти блоки вопросов стоят в повестке на ближайшую перспективу. Необходима детальная их проработка. Они являются ключевыми в перспективе, как минимум до 2025 года. Это самые, что называется, горячие вопросы, хотя повестка ими не исчерпывается», — говорит Белоусов.
Сенсационный маневр
Среди горячих вопросов — качество госуправления. И рост производительности труда. Похоже, ни Кремль, ни правительство не определились, как стимулировать рост производительности труда в частном секторе.
И что делать с планом приватизации. Придется все-таки определяться: «большая приватизация» нужна для решения исключительно фискальных целей или передачу госактивов в частные руки пора рассматривать с точки зрения структурных реформ, снижения доли государства в бизнесе?
Горячей после президентских выборов станет и такая тема: кому доверить реализацию стратегии?
Президентский омбудсмен Титов в интервью «Газете.Ru» говорил о необходимости сформировать Администрацию развития под выполнение этой стратегии. Насколько это предложение может быть востребовано, Белоусов не уточнил.
По словам Белоусова, «когда будет понятно, какие есть варианты решения этих проблем, начнется следующая альтерация стратегии». Следующий шаг подготовки «Стратегии-2035» намечен на сентябрь этого года.
Отвечая на вопрос, в какой форме будет составлен итоговый документ, помощник президента уточнил: «Самый разный может быть подход. Сейчас никто не знает, как и что… Но итоговый документ, итоговая «Стратегия-2035» — это точно не должна быть программа действий правительства, я считаю».
Из разъяснений Белоусова следует, что Кремль сейчас сосредоточил усилия на экономической стратегии. Белоусов также подчеркнул, что Экономическим советом при президенте не пишется стратегия, с которой кандидат в президенты Владимир Путин пойдет на выборы.
«Если так думают люди, вы разъясните: это не так! Речь идет о стратегии долгосрочного развития страны. Не под выборы. Хочу специально это уточнить —
о подготовке предвыборной стратегии на основе правительственной или экспертной стратегий речи не идет», — говорит Белоусов.
«Можете расценить это как сенсацию», — иронизирует помощник президента.
При этом Белоусов дает понять, что президент оставляет за собой право для широкого маневра. «При условии, если действующий президент объявит о том, что он идет на выборы, тогда, возможно, какая-то часть доработанной экономической стратегии-2025 может стать предвыборной платформой. Предвыборная платформа кандидата в президенты — это в принципе политический документ», — говорит Белоусов.
Политический документ (содержащий варианты решения социально-экономических проблем), если таковой появится, может быть утвержден в виде майских указов образца 2012 года.
«Но это могут быть и развернутые выступления президента в СМИ. Например, серия статей.
В общем, все что угодно может быть. Решение пока не принято», — говорит помощник президента РФ.
Экономить на всем
Стратегия правительства и отчасти стратегия Алексея Кудрина, насколько об этом вообще можно судить по обнародованным заявлениям, рассчитаны на стимулирование экономики в отсутствие роста цен на нефть, считает Владимир Осаковский, главный экономист по России и СНГ BofA-ML.
Это стратегии бюджетной консолидации, экономии на всем. С бюджетным правилом, сохраняющим излишки нефтедолларов в Резервном фонде. С торможением роста зарплат в бюджетной сфере. С попыткой стабилизировать рынок труда за счет, например, повышения пенсионного возраста в условиях сокращения населения в трудоспособном возрасте.
«Это все непопулярные меры. Маловероятно, что они могут быть имплементированы в стратегию, с которой действующий президент пойдет на очередные выборы в 2018 году. Но после выборов эти идеи могут быть востребованы», — говорит Осаковский.
Судя по всему, Кудрину дали это понять. По крайней мере, Кудрин уже успел заявить, что в Кремле не готовы выполнять его стратегию.
По мнению Осаковского, в России традиционно основным стимулом для реформ является отсутствие денег. Сейчас денег в бюджете не то чтобы нет, все-таки расходы закладывались в расчете на нефть в $40 за баррель, а она сейчас выше этой отметки. Но, тем не менее, быть оптимистом невозможно — и правительственная стратегия, и кудринская заточены именно на такую ситуацию с бюджетом — когда денег нет, но вы терпите.
«Эти стратегии рассчитаны на хоть какой-то экономический рост, а не на тот ориентир, который поставлен, — рост ВВП выше среднемирового уровня. Правительственная стратегия может привести к экономическому росту в отдаленной перспективе, но не может «выстрелить» в 2018 году или в ближайшие год-два», — уверен Осаковский.
Стратегия же «Столыпинского клуба», если теоретически предположить, что она будет взята за основу правительственной программы, позволяет таргетировать экономический рост на уровне 5–6% ВВП, говорит Осаковский.
Какой формат стратегий предпочтительней — решит Кремль, уточняет Осаковский. Но можно сказать, что в случае одобрения правительственной стратегии и сохранения действующего правительства и его структуры после президентских выборов более логичным будет новый вариант майских указов президента.
«Если же победу в соревновании стратегий одержит стратегия Кудрина, тогда структура правительства может быть модернизирована. Это тоже логично. Реализовать стратегию должен тот, кто ее разработал. И ответственность за результат тоже придется нести автору стратегии», — добавляет эксперт.