Три приоритета Кудрина
Алексей Кудрин выступает с «программными» заявлениями примерно с середины прошлого года. Но что именно вошло в финальный вариант его «Стратегии-18-24-35», неизвестно. Документ публично не был представлен. Ни ЦСР, ни помощники Кудрина не раскрывают его содержание.
Он отмечал, что в отличие от других программ в стратегии ЦСР значительно больше затронута социальная сфера, состояние судебно-правоохранительной системы, международных отношений.
В интервью ТАСС в начале мая Кудрин говорил, что «стратегия состоит из трех главных приоритетов и нескольких проектов». Главные приоритеты — люди, технологии и госуправление.
Он считает, что надо увеличить расходы на образование и здравоохранение — по 0,7% ВВП на каждую отрасль за следующие шесть лет.
На дорожное строительство и хозяйство, на создание новых скоростных магистралей, внедрение технологий в современном транспорте предлагается увеличить финансирование на 0,8% ВВП.
Чтобы реализовать этот план, необходимо сократить (или хотя бы не наращивать) расходы федерального бюджета на оборону, безопасность и общегосударственные цели.
Кроме того, он считает необходимым повысить целевой размер дефицита бюджета с 1 до 1,5% ВВП и поднять цену отсечения в бюджетном правиле с $40 до $45 за баррель нефти Urals.
Источник, знакомый с работой ЦСР, подтвердил «Газете.Ru», что эти предложения останутся в программе.
В то же время Кудрин поддерживает общий курс Минфина на снижение дефицита, а также жесткую денежно-кредитную политику ЦБ, направленную на достижение и удержание инфляции на уровне около 4%.
Вероятнее всего, в документ войдет предложение по повышению пенсионного возраста. Это одна из любимых тем Кудрина. Он говорит об этом постоянно и охотно.
«В течение шести лет мы бы хотели, чтобы пенсия стала на 30% больше, чем сегодня, то есть на треть. Но трудно собрать такие ресурсы, поэтому нужны реформы, в том числе повышение пенсионного возраста», — сообщил он недавно телеканалу «Россия 24».
В предварительных материалах ЦСР предлагалось повысить пенсионный возраст до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин с шагом по полгода в год начиная с 2019 года.
Итогом наращивания инвестиций в человеческий капитал, перехода на новые технологии, структурных реформ, улучшения делового климата и прочих мер должно стать двукратное увеличение несырьевого экспорта, рост производительности труда на треть и выход экономики на темпы роста 3–3,5% в период до 2024 года.
Количественное смягчение по-русски
В адрес своих основных оппонентов — Бориса Титова и «Столыпинского клуба» — Алексей Кудрин высказывается достаточно критично. Недавно он написал статью, в которой развенчал экономические «мифы».
В то же время, в отличие от самого Кудрина, «столыпинцы» проводили открытые, в том числе для прессы, обсуждения своей стратегии, и итоговая версия была презентована более двух месяцев назад.
«Кудрин пытается критиковать в прессе нашу «Стратегию роста», но что у него у самого за стратегия — нам неизвестно. Мы отвечаем на критику публично, через прессу. Мы неоднократно предлагали ему дебаты, на телевидении предлагали обсудить, он все время отказывается», — сказал Борис Титов «Газете Ru».
По мнению авторов «Стратегии роста», она направлена на решение реальных проблем экономики, таких как неопределенность экономической ситуации, слабый спрос, высокое налогообложение, нехватка дешевых кредитных ресурсов.
Борис Титов также отмечает, что «у нас при высоких традиционно рисках снизилась доходность бизнеса, стало невыгодно инвестировать».
Решать эти проблемы «Стратегия роста» предполагает за счет мягкой денежно-кредитной политики, количественного смягчения и других инструментов, которые способствовали бы появлению долгосрочных и дешевых денег.
«Кудрин это не учитывает, не видит вообще. А мы видим эту проблему и предлагаем решать ее в своей стратегии», — подчеркивает Титов.
Банку России стоит отказаться от таргетирования инфляции и начать снижать ключевую ставку с нынешних 10% до уровня «инфляция плюс 2%». Инфляция не приоритет, она может оставаться на первом этапе на уровне 7–8% (сейчас около 4%).
Объем «подкачки» денег в экономику должен составить около 1,5 трлн руб., которые пойдут на докапитализацию институтов развития (корпорация МСП, Фонд развития промышленности, ВЭБ и пр.) и рефинансирование кредитных программ, направленных на производственные инвестиции.
«Мы тоже за институциональные реформы, у нас это тоже в стратегии прописано, но главная проблема — это все-таки экономика. Нужны дешевые кредиты, низкие тарифы, нормальный уровень возврата на капитал — вот что важно в первую очередь», — говорит Титов.
По его мнению, административные барьеры и коррупционная рента не столь существенны для бизнеса. «Российский бизнес всегда жил при высоких административных барьерах, но не боялся инвестировать. Главное, чтобы было выгодно», — резюмирует он.
Стоит отметить, что в «Стратегии роста» есть раздел, посвященный налоговой реформе, изменению госуправления, судебной системе и пр.
Эффект от реализации своих предложений «Столыпинский клуб» оценивает выше, чем ЦСР, — по его расчетам можно выйти на темпы роста ВВП выше 5% в год.
Инфраструктура и производительность
Владимиру Путину представят две стратегии, а доклада правительства о своем плане стимулирования экономического роста, скорее всего, не будет. Хотя ранее президент говорил, что именно правительственный документ станет основой для программы на следующие шесть лет. Почему его содержание не раскрывается — неизвестно. По одной из версий, документ слишком сырой.
По словам источников, знакомых с форматом подготовки правительственного плана, с марта месяца в Минэкономразвития были созваны десять рабочих групп, в состав которых вошли представители бизнес-объединений и чиновники различных ведомств.
Параллельно работали аналитики банка ВТБ и консалтинговой компании McKinsey — слышали несколько экспертов, которых привлекали к работе над планом. Кроме того, привлекаются ЦСР, ВШЭ и РАНХиГС — знает другой эксперт.
В мае Минэкономразвития направило в правительство макроэкономический прогноз до 2035 года (есть в распоряжении «Газеты.Ru»).
Структурные меры, заложенные в целевой вариант прогноза, должны обеспечить рост численности занятых в экономике, инвестиционной активности и производительности труда.
Ставка на внутреннее потребление больше не делается, акцент, как и у Кудрина, сделан на поддержку экспорта.
При этом эффект скромный: структурные меры обеспечат ускорение темпов экономического роста к 2020 году до 3,1% и переход к росту не более 3,5% в год в дальнейшем.
В этом прогноз Минэкономразвития близок к оценкам ЦСР, а не «Столыпинского клуба».
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин встречался с депутатами Госдумы 25 мая. Но о плане говорил скупо и в общих чертах, рассказали «Газете.Ru» участники встречи.
Интереснее оказались некоторые детали, которыми поделился министр. Например, он предложил регионам покупать инфраструктуру в ипотеку. Федеральный центр, регион и компании могут собраться в пул, который будет иметь кредитное финансирование, что не будет оказывать долгового давления на региональный бюджет, понял министра один из депутатов.
Типовые инфраструктурные проекты регионам будет предлагать федеральный центр.
На встрече с депутатами министр называл и новые «мегапроекты». Говорили о строительстве нового аэропорта в Хабаровске, газохимическом комплексе на Дальнем Востоке и газопроводе с Сахалина на японский остров Хоккайдо.
Не исключено в дальнейшем строительство моста между островами и соединение Сахалина с материком и БАМом.
Максим Орешкин затронул тему «человеческого капитала» в части образования. Он предложил ввести для школьников дополнительное ЕГЭ по социальным навыкам, коммуникационным и финансовым технологиям, праву.
Для выпускников вузов он порекомендовал ввести особые трудовые контракты. Кроме того, министр предложил больше вовлекать в экономическую деятельность молодых матерей и решать демографические проблемы, создавая стимулы для студентов из бывших республик СССР оставаться в России.
Министр также рассказал о приоритетном проекте по повышению производительности труда.
На базе ВЭБа планируется создать федеральный центр компетенций в этой области, который будет собирать в себе все современные управленческие знания и станет площадкой, где конкретная компания сможет встретиться с конкретным консультантом.
Кроме того, в этом году должны появиться пилотные программы по производительности. Сокращаемым при модернизации предприятий работникам будут заблаговременно подыскивать новые рабочие места и помогать с переподготовкой. Работодателям за участие в проекте обещают налоговые кредиты.
Впрочем, что из этого набора есть в плане, а чего нет, достоверно сказать нельзя. Вероятнее всего, команда «четвертого срока» президента Путина соберет окончательную программу не раньше осени этого года.