Премьер Дмитрий Медведев заявил в понедельник, что правительство продолжит работу над разработкой плана развития России на 2017–2025 годы. Медведев отметил, что у президента Владимира Путина остался ряд вопросов к документу.
«План [развития экономики] довольно-таки объемный, включающий в себя набор мероприятий в самых разных областях: это инвестиционная сфера, это регулирование инновационной деятельности, вложение в высокотехнологичную экономику, это и оптимизация налоговой системы, и развитие социальной жизни», — сказал он.
Премьер добавил, что необходимо окончательно согласовать все эти мероприятия. «Мы договорились о том, что работа правительства будет продолжена, у президента запланирован целый ряд обсуждений этих вопросов», — сказал Медведев.
При этом правительство исходит из того, что в 2017 году рост российской экономики составит около 2%.«Мы исходим из того, что такого рода документы (план действий правительства до 2025 года. — «Газета.Ru») должны готовиться на среднесрочную перспективу, что называется, даже за рамками политического мандата действующих органов государственной власти. Потому что это именно перспектива, и такой документ подготовлен, и у него есть одна цель, о которой мы, собственно, и договаривались и в рамках которой формулировалось поручение президента РФ», — сообщил Медведев, находясь в Стамбуле.
Он считает, что в перспективе 2019–2020 годов Россия, согласно плану действий правительства, способна выйти на темпы роста экономики выше среднемировых.
«Такая цель достижима, особенно с учетом тех экономических тенденций, которые сформировались в настоящий момент в нашей экономике», — резюмировал премьер-министр.
Попытка не засчитана
Буквально в пятницу вечером Дмитрий Медведев встретился с Владимиром Путиным в его резиденции в Сочи и передал ему план действий правительства на 2017–2025 годы. Документ готовился по поручению президента, данному им после оглашения послания Федеральному собранию в декабре прошлого года. С экспертами правительство «тоже, естественно» находится «в прямом контакте» и обсуждает разные предложения, уточнил тогда премьер.
Путин в ответ заявил, что правительственные разработки станут основой для стратегии развития России, а экспертные предложения должны их дополнить.
Президент напомнил, что по его поручению работают различные экспертные группы, «но, безусловно, работа, которая была проведена правительством Российской Федерации, должна лечь в основу всех сделанных предложений».
В новости про то, что план действия правительства будет дополняться, интерес представляют два момента. Во-первых, ни один из стратегических документов, призванных обозначить пути выхода экономики из кризиса и готовящихся с одобрения Кремля, не сдан «заказчику» с первой попытки.
Во время встречи Медведева с Путиным в пятницу даже речи не шло о том, что у президента «есть вопросы» к плану правительства. В переводе с казенного на общедоступный это означает, что план не понравился и отправлен на доработку.
Во-вторых, аналогичная участь постигла и «Стратегию-2035», которую составлял экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. Предполагалось, что именно эта стратегия ляжет в основу итоговой стратегии социально-экономического развития, которую Кремль готовит к президентским выборам 2018 года. И, естественно, на более отдаленную перспективу.
Планировалось, что Кудрин при поддержке экспертов ЦСР напишет прототип стратегии уже к концу 2016 года, а саму программу — к маю 2017 года. Но сроки сорвались. ЦСР тем не менее активно работал над стратегией, проводил в регионах выездные рабочие сессии и «круглые столы» под общим названием «Вглядываясь в будущее. Какой будет Россия через 10 лет».
В сообщениях ЦСР программа фигурирует как «Стратегия 18-24-35». Предыдущая программа для Владимира Путина, которую делали к выборам 2012 года эксперты во главе с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, носила похожее цифровое название — «Стратегия-2020».
Кстати, судьба «Стратегии-2020» была печальной: документ получился академического объема и абсолютно нетехнологичным. И вместо него появились программные статьи Владимира Путина, которые затем превратились в майские указы по итогам выборов 2012 года.
В мае этого года Кудрин заявил, что «Стратегия-2035» готова и даже сдана «заказчику», то есть в Кремль. Уже после этого Владимир Путин на пресс-конференции по итогам визита в Китай, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о судьбе кудринской стратегии, неожиданно понизил статус документа.
Он заявил, что не только эксперты, но и правительство готовит свою программу развития. Выберут лучшую или скомпонуют из нескольких. «Это разные подходы, разные видения часто. Я уверен, что мы в администрации и я лично — мы не только глубоко ознакомимся со всеми этими предложениями, но и посмотрим, что может быть сделано на базе этих предложений в качестве пути стратегического развития экономики, социальной сферы нашей страны на ближайшие годы», — заключил президент.
Это не было новостью, но из пояснений Путина следовало, что кудринская стратегия перестала быть главным документом для реализации. Путин добавил, что над подобными предложениями — как будет развиваться экономика России — работает и Столыпинский клуб. Глава клуба Борис Титов, кстати, первым представил свою программу в Кремль, но большого общественного резонанса по этому поводу не было.
Из ответа Путина на вопрос «Газеты.Ru» следовало также, что претензию о кулуарной подготовке «Стратегии-2035» следует адресовать Кудрину, а сам глава государства выступает за общественное обсуждение документа.
«Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, ну вы ему и попеняйте на это. Я как раз исхожу из того, что любая стратегия, любые предложения, транслируемые на уровень руководства страны, должны проходить через широкое общественное обсуждение», — сказал тогда Путин.
После этого замечания президента Кудрин признал, что ЦСР действительно обсуждал программу с профессионалами в закрытом режиме, но теперь обсуждения будут проводиться публично, в том числе с журналистами. И в понедельник Кудрин решил вынести «Стратегию-2035» на публичное обсуждение. Точнее, не саму стратегию, а те распространенные «экономические заблуждения», которые ни в коем случае, по его мнению, не должны быть использованы.
«К сожалению, некоторые предлагаемые различными авторами идеи не только не сработали бы, но и, при попытке их реализовать, существенно осложнили бы решение основной задачи — обеспечение долгосрочного устойчивого развития нашей страны», — цитировала в понедельник Кудрина газета «Коммерсантъ».
Экс-министр финансов «развенчивает» пять «мифов»: инфляция в нашей стране носит преимущественно немонетарный характер; экономический рост сдерживается недостаточностью денег, следовательно, его можно подтолкнуть с помощью расширения денежного предложения; экономический рост можно разогнать, задействовав имеющиеся в стране значительные незагруженные производственные мощности, с помощью смягчения денежно-кредитной политики (снижения процентной ставки); увеличению темпов роста может способствовать аналог политики «количественного смягчения»; возвращение ЦБ к активной валютной политике — вплоть до фиксации валютного курса на заниженном уровне — будет способствовать росту за счет снятия с российских компаний валютных рисков, усиления конкурентных позиций экспортеров и компаний, ориентирующихся на импортозамещение.
Слишком радикально
Формат дискуссии, предложенной Кудриным, напоминает академический спор и одновременно критику конкурентов из экспертного сообщества, посмевших обнародовать альтернативные точки зрения.
Чужие идеи стимулирования роста ВВП Алексей Кудрин назвал «опасными мифами». А самих экспертов сравнил с бестолковыми средневековыми алхимиками, нашедшими философский камень и готовыми «моментально превратить кучи свинца в груды золота».
В частности, это прямой намек на Бориса Титова и Абела Аганбегяна, представивших президенту свою «Стратегию роста», и Сергея Глазьева, неоднократно выступавшего со своим видением будущего России на дискуссионной площадке «Изборского клуба» и в «Газете.Ru».
Можно только предполагать, почему в Кремле дают понять, что недовольны «Стратегией-2035». Одна из версий — предложения Кудрина трудно реализовать.
Например, Кудрин призывал снизить долю государства в экономике, «уйти от регулируемых цен во многих сферах постепенно, через какой-то плановый механизм».
Хуже того, если Кремль действительно решит претворить в жизнь некоторые из предложений ЦСР, то «кандидат №1» может недосчитаться голосов избирателей. Например, Кудрин предлагает повысить пенсионный возраст для мужчин и женщин до 65 и 63 лет соответственно. Не самое популярное в народе предложение. К тому же Путин настаивает на том, что пока продолжительность жизни не соответствует тому, чтобы поднимать этот порог.
Стратегия Кудрина, судя по тем заявлениям, которые он сам делает, слишком радикальна для Кремля, она предполагает институциональные реформы, отмечает директор Института стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
По этой причине «Стратегия-2035» почти не имеет шансов стать базовым документом. Что касается программы действий правительства, то она не обнародована, но уже требует доработки.
Заказчикам из Кремля приходится нервничать еще и потому, что цель выйти на рост выше среднемирового уже названа, а возможностей ее реализовать немного. «В условиях санкционного противостояния с Западом достичь роста экономики хотя бы в 3–4% трудная задача. Ни одни из серьезных прогнозов не выходит за рамки 2%», — говорит Николаев.