— Как вы оцениваете первые итоги реформы рейтинговой отрасли? Что происходит сейчас?
— Центральный Банк часто называет происходящее в рейтинговой отрасли перезагрузкой, что абсолютно справедливо. Россия до недавнего времени являлась крупнейшим нерегулируемым рынком в мире. И когда Центральный Банк в результате создания мегарегулятора принял решение о применении лучших практик в рейтинговой отрасли и, в частности, перенял тот закон о рейтинговой индустрии, который считается лучшим в мире, от регулятора «Эсма» в Европе, стало понятно, что российскую рейтинговую отрасль фактически придется создавать заново.
На рынке исторически доминировали международные рейтинговые агентства, которые, к сожалению, приняли свое собственное корпоративное решение не входить в новый периметр российской рейтинговой индустрии. И, соответственно,
с 14 июля этого года, уже буквально через полтора месяца, международные рейтинги не будут признаваться в регулятивных целях.
Это означает, что большой комплекс регулятивных актов в России не сможет использовать его в дальнейшем. Предложен переходный период. Поэтому в некоторых нормативных актах международные рейтинги можно будет использовать еще до конца года. Делается это для того, чтобы избежать панических продаж бумаг, которые еще не получили рейтинги национальных рейтинговых агентств.
— Готовы ли мы к этому, если полноценно работать на рынке до сих пор может только АКРА?
— Национальные рейтинговые агентства и регулятор подходят к этому переходному периоду в полной готовности. Рейтинговое агентство АКРА еще в августе прошлого года получило полную лицензию. И сейчас наши рейтинги полностью признаваемы во всех регулятивных актах, где используются национальные рейтинги. Также второе рейтинговое агентство находится в процессе проверки своих методологий Центральным Банком (имеется в виду «Эксперт РА». — «Газета.Ru»). И я думаю, что в ближайшие месяцы уже сможет полноценно использоваться и в регулировании. Эмитенты активно занимаются получением рейтингов в национальных рейтинговых агентствах. Потому можно признать, что для данного этапа рейтинговой реформы результаты в целом положительные.
Хотя нельзя не сказать о том, что определенную нервозность, как при любом регулятивном нововведении, это на рынке вызывает.
Это, например, отражают и результаты нашего прогноза, которые АКРА опубликовало несколько дней тому назад. Но в целом и общем тенденция положительная. Доверие к рейтинговой индустрии увеличивается. И, соответственно, использование этих продуктов будет увеличиваться и в дальнейшем.
— Вы считаете, что двух рейтинговых агентств достаточно?
— Для данного этапа развития уровня проникновения рейтингов двух агентств вполне достаточно, об этом говорит и регулятор. Но здесь важнее не количество агентств, а качество предоставляемой работы. Поэтому два, три агентства, четыре агентства — их количество не столь принципиально. Главное — насколько качественно удастся обеспечить поддержание независимости рейтинговых оценок, их качество, их глубины и своевременности. А также насколько удастся сделать рейтинговые продукты все более и более доступными для более широкого круга инвесторов. Это та обычная критика, которая звучала от эмитентов еще в последние годы, говоря о дороговизне рейтинговых продуктов от международных агентств.
— Кстати, о дороговизне. АКРА как раз и критикуют за слишком высокие расценки за присвоение рейтингов…
— Ценовая политика рейтингового агентства АКРА разработана таким образом, чтобы обеспечить средний дисконт к среднегодовым ценам международных агентств до 20–30%. По некоторым категориям, особенно некрупных эмитентов, дисконт сделан в разы, то есть цены максимально гибкие и доступные. Однако мы должны все понимать, что рейтинговый продукт — это эксклюзивное предложение на рынке. Основной расход рейтингового агентства связан с оплатой персонала. И для того, чтобы обеспечивать качественный продукт, мы должны нанимать лучших и, соответственно, одних из самых дорогих аналитиков на рынке.
Скорее, правильным подходом, который мы применяем на практике, является как раз бóльшая ценовая дифференциация, когда крупные клиенты платят несколько больше, чем клиенты мелкие, таким образом, субсидируя для них себестоимость по целому ряду эмитентов. Например,
у субъектов Федерации продукт для нас является планово убыточным.
И крупные эмитенты в этом случае кросс-субсидируют для нас подобные рейтинги. Делается это все для того, чтобы опять-таки расширить круг эмитентов на рынке. Уверена, что мы достаточно гибко следим за развитием ценовой ситуации. Это входит, в частности, в полномочия нашего совета директоров, который составлен исключительно из независимых представителей. Буквально на двух последних заседаниях совета директоров рассматривались вопросы, связанные с ценовой политикой, вносились изменения.
— Агентство АКРА на сайте регулярно вывешивает аналитические отчеты. С чем это связано? Другие рейтинговые агентства не занимаются так активно такой работой.
— При создании рейтингового агентства АКРА мы широко изучали международный опыт рейтинговых индустрий и в развитых, и в развивающихся странах. И изначально, даже при создании концепции, сделали для себя очень важный вывод, что, казалось бы, даже устоявшиеся рейтинговые агентства, с нашей точки зрения, недостаточно выполняют ту миссию, которая должна быть сопряжена с рейтинговой работой. Рейтинг сам по себе — это не есть индикация прошлого, а отражение видения рейтингового агентства, то есть его прогноз относительно кредитоспособности каждого конкретного эмитента. Одним из принципов нашей работы является абсолютно транспарентность. Мы не только раскрываем методологию, но и должны и считаем это нашей обязанностью — предоставлять рынку четкую открытую картину того, как мы видим развитие ситуации по отдельным отраслям, эмитентов, которых мы рейтингуем.
Это означает, что агентство АКРА поддерживает публикацию и актуализацию среднесрочных прогнозов по примерно 20 индустриям, и это в дополнение к макроэкономическому прогнозированию. Это является основным скелетом того, на чем потом основываются индивидуальные рейтинговые оценки. Мы надеемся, что это должно сделать наш продукт более понятным и прозрачным и для инвесторов, и для эмитентов. Когда мы подбирали штат, первым аналитическим подразделением была группа исследований и прогнозирования, потому что для себя мы не видим разделения между рейтинговой работой и прогнозной работой и делаем ставку на максимальную открытость и в области прогнозирования.
— Если говорить о макропрогнозе агентства относительно экономической ситуации, то на какие цифры вы ориентируетесь? Рост в 2%, о котором говорят чиновники, возможен ли в ближайшее время?
— Очевидно, что самой главной позитивной новостью является то, что рецессия однозначно закончилась. Об этом говорят многие показатели, особенно опережающие. Прогноз АКРА на 2017 год по росту ВВП находится в диапазоне от 0,5% до 1%. Показатели первого квартала этого года в целом положительные. Но хотелось бы более внимательно посмотреть на структуру роста ВВП за первый квартал, чтобы, возможно, конкретизировать наш прогноз на целый год.
Если в 2016 году на динамику роста экономики во многом негативно влияли снижение расходов населения, расходов бюджета и снижение инвестиций, то уже по 2017 году мы видим, что все эти показатели показывают положительную динамику, за исключением, возможно, расходов бюджета. Поэтому это очень важные позитивные сигналы.
В первом квартале, если переводить данные на годовую основу, рост инвестиций год к году составил примерно два процента, что представляется очень существенным уровнем по сравнению с показателями предыдущих месяцев. Мы видим, что рост инвестиций стимулируется стабилизацией макроэкономических показателей, тем, что рубль укрепляется и меняются в позитивную сторону общие настроения в бизнес-сообществе. Но, если смотреть в будущее, мы понимаем, что продолжают действовать многие ограничительные механизмы. Как, например, негативные демографические тренды, дорогой инвестиционный импорт, существенный накопленный объем плохих долгов, в частности в банковской системе. Также все еще не завершенная работа по расчистке многих проблемных зон, например, в секторе строительства, торговли, банковском секторе, смежных отраслях. Поэтому все эти процессы будут все-таки сдерживать рост экономики. На ближайшие три-пять лет мы не предполагаем, что рост экономики сможет превысить уровень 2%.