Столыпинский клуб, который недавно трансформировался в Институт экономики роста им. Столыпина П.А. во главе с Яковом Миркиным, принято считать рассадником «еретических» экономических идей вроде вмешательства государства в экономику. Да и сами его члены любят противопоставлять себя «либеральному экономическому мейнстриму» во главе с Алексеем Кудриным и Эльвирой Набиуллиной.
Но если посмотреть на «Стратегию роста», то большая ее часть будет носить вполне себе либеральный характер. Там есть все традиционные «либеральные» пункты вроде приватизации, сокращения избыточного административного регулирования, борьбы с монополистами и реформы судебной системы.
Например, для того, чтобы подвинуть судейскую бюрократию и «разбавить обвинительную традицию», Борис Титов предложил набрать в судейский корпус «тысячу адвокатов», повысив при этом независимость и ответственность судей и снизив на них нагрузку.
Бизнес-омбудсмен традиционно требует декриминализации экономических преступлений и снижения числа проверок. В «Стратегии роста» предлагается оставить всего две плановые проверки на год.
Относительно монополистов вроде РЖД или «Газпрома» план такой. Их тарифы предлагается заморозить на уровне 2017 года на следующие два года, за это время провести «оценку эффективности существующей практики ценообразования и предложить план по изменению (включая снижение) тарифов начиная с 2019 года на услуги естественных монополий за счет сокращения издержек».
«Расчетное сокращение тарифа на электрическую энергию для конечных потребителей только за счет сетевой составляющей составляет 27,8%», — полагают авторы «Стратегии роста».
Налоговые идеи тоже выглядят вполне нейтрально. В программе нет революционных предложений вроде снизить страховые взносы с 30 до 15%. Есть желание ввести пятилетние налоговые каникулы для новых производств, а для действующих предприятий ввести вычет «по всем налогам» на 50% стоимости покупаемого оборудования.
Водораздел между столыпинцами и кудринцами проходит по тому, как стимулировать экономический рост. В либеральном лагере принято делать упор на структурные и институциональные реформы, а также на снижение инфляции и сдерживание бюджетных расходов. То есть на проведение такой экономической политики, которая де-факто требует минимальных финансовых вливаний со стороны государства.
«Денежно-кредитная политика совместно с бюджетной политикой могут обеспечить макроэкономическую стабильность, но для устойчивого роста экономики этого недостаточно. Самая важная структурная реформа — улучшение делового климата. В первую очередь меры по стимулированию конкуренции, по дерегулированию экономики, снижению доли государственных, окологосударственных компаний, защите прав собственности и миноритарных акционеров», — полагает глава Банка России Эльвира Набиуллина.
Авторы «Стратегии роста» исходят из того, что экономика нуждается в монетарном стимулировании — длинных и дешевых кредитах, поддержке спроса и институтов развития.
Для этого Банку России стоит отказаться от таргетирования инфляции и начать снижать ключевую ставку с нынешних 10% до уровня «инфляция плюс 2%». Инфляция не приоритет, она может оставаться на первом этапе на уровне 7–8% (сейчас около 5%).
ЦБ должен проводить российский вариант программы количественного смягчения (QE), подкачивая денег в экономику. Речь идет о 1,5 трлн руб., которые пойдут на докапитализацию институтов развития (корпорация МСП, Фонд развития промышленности, ВЭБ и пр.) и рефинансирование кредитных программ, направленных на производственные инвестиции.
Яков Миркин говорит, что эта эмиссия не принесет никаких проблем экономике, поскольку ЦБ ежегодно печатает деньги, например, только на Агентство по страхованию вкладов регулятор выдал 1,4 трлн руб.
Банку России досталась изрядная порция критики за текущую политику валютного курса. Миркин и Титов считают, что курс должен быть умеренно слабым, чтобы создать преференции для российских компаний. Ориентировочный уровень, который устроит всех, — 65 руб. за доллар.
Яков Миркин при этом считает, что рубль находится на грани новой девальвации, которая начнется, когда иностранные инвесторы начнут выводить свой спекулятивный капитал из рублевых активов.
Помимо этого, в «Стратегии роста» предлагается не снижать дефицит бюджета, как это планируют Минфин и правительство, а поддерживать его на уровне до 3% ВВП, чтобы не сокращать расходы, а также увеличить госдолг с нынешних примерно 13% до 30–35%. Упоминается некий заем на 1 трлн руб. индексных облигаций «у населения и портфельных инвесторов». Дополнительные средства предлагается изыскать за счет приватизации госсобственности на 500 млрд руб.
На программы по поддержке спроса предлагается направить 520 млрд руб. (в частности, речь идет о льготной ипотеке под 5% годовых и программе закупки продуктов и лекарств для нуждающихся), на госинвестиции в человеческий капитал — 300 млрд руб.
«Государственные инвестиции должны стронуть с места «снежный ком», должны стимулировать приток частных инвестиций», — полагают авторы «Стратегии роста».
Титов не исключил, что может выдвинуть свою кандидатуру на выборах президента в 2018 году, хотя и признает, что шансы на победу мизерные.
Он также не стал оценивать шансы на то, что «Стратегия роста» станет программой, которую будут реализовывать президент и правительство. Но бизнес-омбудсмен уверен, что позиции авторов программы, кабинета министров и Алексея Кудрина сближаются.
Стоит отметить, что Борис Титов стал первым, кто подготовил и представил программу развития до 2025 года. Сейчас над комплексом мер по стимулированию экономического роста работает Минэкономразвития, а к 1 мая свой вариант программы должен представить ЦСР Алексея Кудрина.
Пока о том, какой будет эта программа, можно только догадываться. ЦСР ведет активные дискуссии с экспертами и чиновниками, но проходят они за закрытыми дверями. Можно ли считать «программными» многочисленные выступления самого Кудрина – вопрос открытый.
В феврале Владимир Путин на встрече с ректором РАНХиГС Владимиром Мау сказал, что ознакомился с программой ЦСР, и отметил, что она нуждается в доработке.
Алексей Кудрин на недавнем форуме в Сочи заявил, что основные положения программы «уже сформированы и обсуждаются с профессиональным сообществом» и «реальные окончательные предложения» будут «выложены, когда окончательно на них остановимся».
Будет ли после этого устроена дискуссия между экспертами ЦСР и Столыпинским клубом – неизвестно. Посмотреть и послушать было бы любопытно всем.